Фишка фичера. О героях и их историях

09.04.2020

986357.jpg

Умение рассказывать истории может помочь многим НКО привлечь внимание к своей деятельности, причем внимание доброжелательное, с желанием помочь тому, о ком вы рассказываете, воодушевиться примером или присоединиться к хорошему делу. Но как сделать повествование захватывающим, как успеть познакомить читателя с необходимой информацией и не наскучить ему? Продолжая тему сторителлинга, поговорим сегодня о фичере – одном из лучших текстовых форматов, в рамках которых можно рассказать историю о герое увлекательно.

 

Журналистика и литература в одном флаконе

Для начала расскажем, что такое фичер. Тут нет ничего таинственного, фичер – это большая журнальная статья. Хотя на самом деле он вовсе не обязательно должен быть большим, ведь хорошую историю можно рассказать всего в четырех-пяти абзацах.

Фишка фичера в том, что в этом формате скомбинирована журналистика и литературные приёмы.

Чем фичер отличается от обычных новостей? Он:

  • учит – в нем может быть какой-то жизненный урок, какая-то мудрость, мораль.

  • развлекает, потому что читается как мини-рассказ, мини-эссе

  • вовлекает – фичеры часто бывают наполнены эмоциями, которым читатели будут сопереживать.

В фичере может быть сюжет, там может быть символизм. К примеру, вы обращаете внимание на какую-то деталь из окружения героя, из того, как человек говорит, и превращаете её в символ. Деталь становится символичной и играет важную роль в вашем повествовании.

В фичере есть герои, к которым ты начинаешь относиться с определенными эмоциями – сопереживать им, или наоборот, гневаться на них. В нем могут быть диалоги, точно такие же, как и в литературных произведениях. Фичер может рассказывать о важных текущих событиях, о каких-то инновациях, о трендах, о процессах, которые происходят в нашем обществе, или же пересказывать личную историю какого-то героя.

Но главное – в фичере акцент всегда на людях. Нельзя написать хороший фичер и не упомянуть человека. Любое событие делают люди, поэтому и ваши материалы должны всегда фокусироваться на людях. Люди всегда должны быть в центре внимания.

 

Что отличает хорошие фичеры?

Вы должны показать свежий взгляд на событие, что-то нестандартное. Даже если о вашей теме уже много раз писали, они должна быть освещена с какого-то нового угла.

В фичере должны быть хорошие, интересные истории из жизни. Тут необходим творческий подход. Сделайте не стандартную статью, а пьесу. Или ведите повествование не от третьего, а от первого лица. Придумывайте какие-то фишки, которые будут отличать ваши материалы от сотен других статей, которыми наполнен интернет.

Экспериментируйте. К примеру, выстройте фичер как комикс – фотографии с подписями. Вы должны иллюстрировать события. Не просто описывать последовательность действий – у читателей ваших текстов должна возникать в голове картина того, что происходит. Такой свойство фичера называется кинематографичностью.

 

Ищем неожиданности

Скучных тем практически не бывает. Бывают скучные авторы, которые не умеют раскрыть тему. Потратьте больше времени на разработку темы, на придумывание вот этого неожиданного ракурса, неожиданного творческого подхода, и после этого начинайте работу. Часто автор сначала пишет какой-то текст, потом редактор пытается его спасти, тратится очень много времени на переделку…

Лучше потратьте больше времени на планирование и придумывание особого хода, с которого вы будете заходить, чтобы написать качественную статью. Главное, на что вы должны ориентироваться, – это не творческая самореализация, не достижение каких-то внутренних целей. Главное – это удовлетворенность и радость ваших читателей, которые узна́ют что-то новое из вашего текста или просто получат эстетическое удовольствие.

 

Как рассказывать о сложных темах

В любой тяжелой истории есть сильные эмоции. Зачем люди ходят в кино на мелодрамы? У них есть потребность сопереживать, сочувствовать. Поэтому на мой взгляд, аудитория людей, готовых читать тяжелые истории, достаточно широкая.

Главное, не фокусировать внимание на совсем уж черных, неприглядных сторонах этих историй, а давать какую-то надежду, ведь ваша задача – не просто рассказать о том, как все плохо. Вы же хотите помочь – например, чтобы читатели пожертвовали какие-то средства на доброе дело или поучаствовали в судьбе нашего героя.

Поэтому нужно искать такие детали и таких героев, которым люди захотят сопереживать и будут стремиться помочь.

 

В основе публикации –
лекция Всеволода ПУЛИ,
главного редактора издания Russia Beyond, 
старшего преподавателя факультета журналистики МГУ,
в рамках организованной при поддержке Фонда президентских грантов 
Медиашколы НКО

Записала Екатерина ПРИДВОРОВА


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.