Как рассказывать истории, которые удерживают внимание

06.04.2020

0052342.jpg

Как рассказать о своем проекте так, чтобы люди дочитали до конца (а в идеале – ещё и поделились с друзьями)? Как найти в своем проекте такие факты и истории, которые «зацепят» аудиторию и будут транслировать ваши ценности?

Обо всем этом (и о многом другом) рассказывают в Медиашколе НКО. Медиашкола – это команда экспертов, которая бесплатно делится с некоммерческими организациями опытом медиапродвижения. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Одна из лекций была посвящена сторителлингу – искусству рассказывать истории. Всеволод Пуля – главный редактор в Russia Beyond, старший преподаватель факультета журналистики МГУ имени Ломоносова, редактор рубрики «Новые медиа» в издании «Журналист» – рассказал, как удерживать внимание читателя в эпоху соцсетей. Полученными знаниями с читателями «Приходов» делится Екатерина Придворова.

37743868_1912749662094733_8266724971397513216_n-755x395.jpg


Что такое сторителлинг,
и почему так важно рассказывать истории

Сторителлинг – это мастерство рассказчика. Задача любой компании сегодня, будь это коммерческая компания или НКО – получить большой охват аудитории, чтобы о вашей деятельности (продукте, товаре или услуге) узнало как можно больше людей. Но просто рассказать об этом товаре или услуге недостаточно – людям нужны интересные истории. Чтобы заинтересовать их, вы должны найти такие слова и такие сюжеты, которые захватят их внимание и заставят поделиться этой историей с друзьями в соцсетях.

Почему история должна быть увлекательной? Потому что сегодня наши истории конкурируют с миллионами других историй. А ещё с сериалами, фильмами, видеоиграми. И если наша история будет написана плохо, скучно, читатель просто закроет вкладку с нашим сайтом и пойдет дальше.

Поэтому, чтобы преуспеть в нелегком деле захвата внимания, нам нужно обратиться к приемам, которые используют Голливуд, писатели, драматурги.

Прежде всего, обратимся к опыту Джозефа Кэмпбелла. Этот американский антрополог, социолог, исследователь мифов Древней Греции и Древнего Рима прочитал огромное количество текстов с разными сюжетами и вывел понятие мономифа.

2.jpg

Мономиф – такая линия сюжета, которую можно, как трафарет, наложить практически на любой популярный рассказ как и из древности, так и из нашей современной эпохи.


Схема мономифа

Любой герой как древних, так и современных сюжетов проходит через этапы этой схемы.

Мир в этом рассказе разделяется на две части – обычный мир и некий особый, специальный мир. В начале истории герой находится в положении «статус кво», потом каким-то образом его зовут на приключения (например, Люси из «Хроник Нарнии» залезает в шкаф), и герой внезапно попадает в другой мир, необычный (Нарния). Этот мир наполнен опасностями и преградами (например, слуги злой Колдуньи, тролли, гоблины, нападение волков и пр.) Преодолевая преграды, герой продвигается к своей цели (например, убить злую колдунью или расколдовать принцессу). В какой-то момент наступает кризис: герой либо умирает, чтобы потом воскреснуть, либо оказывается на волосок от гибели, либо теряет все (если это не сказка, а какая-то социальная драма, например). Но в конце концов он преодолевает кризис и получает сокровище. Очень часто это сокровище оказывается не тем, на которое он рассчитывал изначально. Возможно, он не получает материальную выгоду, но он что-то узнает о себе, о мире, о других людях, и именно это оказывается для него настоящим сокровищем. После этого он возвращается в обычный мир, наступает жизнь после приключений, и дальше следует развязка.

Презентация Всеволода Пули_pages-to-jpg-0004.jpg

На эту схему можно наложить что угодно – как сказания о подвигах Геракла, так и современные фильмы (например, Терминатор-2, Звездные войны). Подробнее об этом можно прочитать в книге Кэмпбелла «Тысячеликий герой».

Задача хорошего рассказчика – создать напряжение, которое потом выльется в красивую развязку, когда герой получит вот это сокровище и не побоится переступить через себя.

 

Какая история «зацепит»

Нужно понимать, что любая история, с которой сталкиваются ваши зрители\читатели\подписчики – это отрезок времени: были какие-то события до её начала, и будут какие-то события после её конца. Бывает очень сложно сделать так, чтобы история сработала и «зацепила» читателя. К счастью, есть способы рассказывать истории любым людям независимо от их пола, возраста, вероисповедания, языка.

Секрет такого универсального рассказа – это эмоции. Мы все испытываем какие-то эмоции. У любого человека есть багаж переживаний, связанных с детством, школой, студенчеством, службой в армии, личными отношениями. Наша память устроена так, что она сжимает эти воспоминания и концентрирует их вокруг какой-то одной большой эмоции или идеи. Мы можем не помнить всю подробную хронологию событий, но в памяти они остаются крупными пятнами, к которым мы испытываем те или иные чувства.

Презентация Всеволода Пули_pages-to-jpg-0006.jpg

Почему так происходит? Наш мозг обладает уникальным свойством – он всё вокруг превращает в нарратив (т.е. в повествование). Даже когда мы спим, наши сны – это работа подсознания, которое обрабатывает всё, что мы пережили за день. Точно так же происходит и с литературными произведениями, и с фильмами, и с видеоиграми, и с какими-то сильными журналистскими материалами. Мы мыслим образами – возможно, не помним конкретные слова героя из фильма, но представляем его образ и вспоминаем мораль, которую хотел заложить автор в свое произведение.

Именно эти простые истины используются голливудскими продюсерами в сценариях блокбастеров. Если вы будете разбирать любой, фильм или сериал, вы найдете там идеи Джозефа Кэмпбелла.

 

Как НКО могут использовать идеи Кэмпбелла?

Что из этого можем вынести мы – люди, которым нужно рассказать о каком-то некоммерческом проекте? Люди любят читать, смотреть и слушать про других людей. Люди любят ассоциировать себя с героем, может быть, подсознательно. И если вы в своей истории даете какое-то событие или какое-то переживание, которое уже у людей было, они думают: «Да, я помню, у меня тоже случилось такое!» и начинают сопереживать герою, начинают больше вовлекаться в вашу историю.

Презентация Всеволода Пули_pages-to-jpg-0011.jpg

Поэтому лучший способ рассказать о каком-то событии, о каком-то проекте – сделать это через героя. Найдите в вашем проекте реального человека и расскажите его историю. Превратите его в героя, который будет проходить цикл, описанный Джозефом Кэмпбеллом.

Продолжение следует…

Изложила Екатерина ПРИДВОРОВА




Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.