Хаос vs фандрайзинг

08.10.2019

45324325.jpg

Почему хаотичность действий противопоказана фандрайзеру, зачем при поиске средств на проект нужна стратегия, и как планировать бюджет некоммерческой организации, рассказала руководитель Центра развития местных сообществ и инициатив Уральского федерального университета, региональный координатор Благотворительного фонда «Нужна помощь» Виктория Щелкова в рамках Форума социально ориентированных некоммерческих организаций Приморского края, который прошел летом во Владивостоке. Она также рассказала, как правильно составить стратегию при помощи рабочей тетради «Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности». Все участники лекции могли ее заполнить и забрать с собой.

 

«Вик, а что делать дальше?»

Часто организации действуют по ситуативному фандрайзингу: мы берем всё, по принципу «бери и беги».

К примеру, среди НКО Свердловской области всего один целевой капитал – у Уральского федерального университета. За восемь лет они собрали 82 миллиона рублей. В 2018 году директор гимназии «Корифей» А.А. Бабетов решил, что его школе нужен целевой капитал. До этого он никогда не занимался фандрайзингом сознательно. Хотя, с другой стороны, он 25 лет возглавлял школу, а директор школы – по определению фандрайзер. За 8 месяцев 2018 года он собрал 42 миллиона рублей. Естественно, все у нас в области были в шоке. И все директора школ такие: «А что, так можно было?» И я ему говорю: «Алексей, как ты это сделал?» Он мне ответил одним словом: «Хаотично».

И правда, он не понял, как он это сделал. Потом этот человек пришел ко мне и говорит: «Вик, а что делать дальше?» Представьте, вам страшно, вы бежите куда-то, не помня себя, прибежали, и не знаете, что делать дальше. Он говорит: «Я не знаю, что делать с людьми, которые дали 42 миллиона». Он встал перед пропастью. Один раз он у них уже попросил и думает, что больше этого делать никогда нельзя: «Что я им скажу? Где их 500 тысяч?» Хотя у него очень прозрачная отчётность.

Таких историй, когда мы хаотично что-то где-то собираем, много. И все эти истории конечны: когда человек что-то сделал, но не понял как, он не сможет это повторить.

Мы должны так построить свою деятельность, чтобы понимать, как каждый месяц\каждый год собирать такую-то определённую сумму. Будет ли это миллион рублей, 200 тысяч, или 50 тысяч – не так важно.

 

Что нужно учесть при составлении бюджета

Есть два подхода к созданию бюджета организации:

Первый – 20\80.

В этом подходе вначале планируются 20% – это административные расходы: зарплаты сотрудникам, страховые взносы, аренда, услуги связи, оплата интернета, канцелярские товары, командировочные, расходы на рекламу, транспортные расходы, и т.д., и т.п.

А 80% – это программные расходы, т.е. расходы на конкретные проекты: зарплаты участвующим в проекте, покупка или аренда оборудования, помещения, организация мероприятий, питания, транспортные расходы, и так далее.

Этот подход мне ближе. Я рассуждаю так же, как преподобный Серафим Саровский: сначала спаси себя, потом других. В применении к бюджету это значит: сначала позаботься о себе, потом о людях, которые с тобой работают (команде), а потом уже – о проектах.

К примеру, если у вас административные проекты – 2 миллиона рублей, то программные расходы должны быть на 8 миллионов рублей. Итого бюджет организации – 10 миллионов рублей.

 img7 (3).jpg

Распределение бюджета организации
(страницы из рабочей тетради Виктории Щёлковой
«Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности»)

Второй подход: 80\20

80% – административные расходы, а 20% – программные.

Также бюджет нужно детализировать по направлениям. Что такое направления? Это, как сказала одна наша сотрудница, «старые проекты, новые проекты, разные проекты»: на лагерь нужно вот столько-то, на школу - столько-то, на выставку - столько-то.

Когда мы составляем бюджет, важно возвращаться к миссии, ви́дению, ценностям и принципам. После этого у вас должно появиться понимание ваших расходов по месяцам.

Как можно разделить бюджет на двенадцать месяцев? Можно взять общую сумму и разделить на двенадцать. Для кого-то этот способ будет адекватным, а для кого-то нет (к примеру, если у ваших проектов есть сезонность).

 img7 (4).jpg

Страница из рабочей тетради Виктории Щёлковой
«Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности»

Только после того, как вы поняли, зачем, на какие направления вам нужны деньги (и сколько вам нужно), можно переходить к анализу актуального состояния. Спросите себя: «А что я уже неплохо делаю?» К примеру, у вас очень хорошо получается писать заявки на федеральные гранты. Или хорошо получается привлекать средства через волонтёрский фандрайзинг онлайн. Или собирать средства в организацию через смски. Или создавать проекты на краудфандинговых платформах.

О самых простых и действенных фандрайзинговых стратегиях читайте в завершающей части рассказа.

Изложила Екатерина ПРИДВОРОВА

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.