Проект: миссия, принципы, ценности

05.10.2019

442453243-2.jpg

Почему невозможно создать успешный проект, не сформулировав его ви́дение и миссию? Как правильно изложенные ценности и принципы помогут другим людям понять, что собой представляет ваш проект? В том числе на эти вопросы ответила руководитель Центра развития местных сообществ и инициатив Уральского федерального университета, региональный координатор Благотворительного фонда «Нужна помощь» Виктория Щелкова в рамках Форума социально ориентированных некоммерческих организаций Приморского края, который прошел летом во Владивостоке. Она также рассказала, как правильно составить стратегию при помощи рабочей тетради «Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности». Все участники лекции могли ее заполнить и забрать с собой.

 

Виктория подчеркнула, что в начале работы необходимо выяснить четыре важные вещи: каковы миссия, ви́дение, цели и принципы вашей некоммерческой организации или проекта.

 

Миссия

Идеальная миссия организации отвечает на четыре вопроса:

1. Кто мы?

2. Что мы делаем?

3. Для кого?

4. Зачем?

Ответы на эти вопросы идеально было бы уложить в двенадцать слов без витиеватых и непонятных формулировок (например, «развитие гражданского общества» – это не миссия).

Примеры миссий коммерческих и некоммерческих компаний:

«Мы работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе» – миссия Диснейленда.

«Изменить к лучшему повседневную жизнь многих» – миссия IKEA.

«Наша цель – систематизировать всю имеющуюся в мире информацию, сделав ее доступной и удобной для использования» – миссия Google.

«Развитие благотворительности в России и повышение уровня ее профессионализма» – миссия фонда «Нужна помощь».

«Вовремя оказаться рядом и помочь ребенку с заболеванием головного мозга» – миссия фонда Хабенского.

 49161b7b.jpg

Страница из рабочей тетради Виктории Щелковой
«Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности»

Как сформулировать миссию своей организации? Спросите у своих сотрудников, у людей, которым доверяете. На их взгляд, чем вы занимаетесь? Про что вы? Из совокупности таких ответов можно сформулировать миссию.

Миссия должна быть и у каждого отдельного проекта организации: зачем мы это делаем? Для кого? И только после этого можно перейти собственно к фандрайзингу – думать, как, какими способами мы будем искать деньги на работу нашей организации или на какой-то конкретный проект.


Ви́дение

Видение организации – это описание идеального состояния организации в будущем. Представьте работу вашей организации через 70 лет, когда вас там уже точно не будет. Что будет происходить? Как бы вы хотели, чтобы ваше дело выглядело, когда вас в нем уже нет?

Видение всегда шире, чем миссия. Почему? Миссия всегда нацелена вовне, на вашу целевую аудиторию. В ней ничего не сказано ни про вас, ни про вашу команду. А в видении все это есть.

А еще в ви́дении должно быть про тех людей, которые вам жертвуют. Как меняется жизнь тех людей, которые вас поддержали?

Например, «Наше видение – стать символом связи-развлечения. Мы вдохновляем людей на нечто большее, чем просто общение. Мы даем возможность каждому получать и создавать опыт развлечения. Этот опыт стирает границы между развлечением и общением» – видение компании SONY.

 

Ценности и принципы организации или проекта

Принципы всегда опираются на ценности. Есть базовые ценности: семья, здоровье, вера в Бога и т.д. У всех ваших доноров ценности такие же, как у вас. Принцип же – это характер действия. Это энергия, динамика.

Пример: Мы ценим прозрачность (ценность), и именно поэтому мы публикуем ежеквартальные финансовые отчеты всех наших проектов. И более того, мы ждем такой же прозрачности от всех наших подрядчиков и клиентов.

Ценность – прозрачность. Принцип – публикация отчетов.

 f4084a61.jpg

Страница из рабочей тетради Виктории Щелковой
«Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности»

В идеале человек, который прочитает ваши ценности и принципы, должен уже примерно понимать, о чем ваш проект.

В одном из фондов, где я работала, был такой случай. На мероприятии к сотруднице подошел один из учредителей фонда. В фонде он появлялся очень редко, примерно раз в три года. Он подошел и спросил: «Слушай, ну чем сейчас фонд-то занимается?» Она ответила: «Ну как чем? Проекты делаем. Старые проекты, новые проекты, разные проекты». Она-то говорит и понимает, о чем именно говорит. Но понял ли ее учредитель? Вопрос риторический.

У нас потом эта фраза даже в присказку вошла – «старые проекты, новые проекты, разные проекты».

Какое отношение миссия, проекты, ценности и принципы имеют к фандрайзингу? Фандрайзинг – это просто разговор человека с человеком. Если человек поймет вашу миссию, если ему будут близки ваши ценности, он обязательно вам поможет.

Без этих вещей невозможно писать стратегию развития организации. Почему? Потому что именно эти четыре вещи показывают, чем ваша НКО отличается от всех остальных. Эти четыре вещи должны быть понятны вам, вашей команде и, более того, если вы их сделаете четко и качественно, вы, скорее всего, задумаетесь: «А точно ли все наши проекты нам нужны?»

cropped-2.jpg

Виктория Щелкова

Миссию, видение, ценности и принципы нужно пересматривать хотя бы раз в год: организация растет, меняется, и окажется, что что-то уже не актуально, а что-то нужно переформулировать.

 

Как правильно сформулировать цели организации

Есть пять групп людей, которые взаимодействуют с вашей организацией:

1. Учредители (основатели, собственники)

2. Руководители (отделов, каких-то проектов)

3. Сотрудники – команда

4. Благополучатели – те, ради кого мы все это делаем. Миссия организации должна удовлетворять запросы благополучателей. Не руководителей, не учредителей, а именно благополучателей.

5. Партнеры (спонсоры, доноры, жертвователи). Это все люди, которые по каким-то причинам вас поддерживают ресурсами.

И у всех этих групп – разные цели, в том числе и финансовые. Их нужно учесть при составлении бюджета проекта.

О том, как это делать, и чем опасен хаос в фандрайзинге, читайте в следующей части рассказа.

Екатерина ПРИДВОРОВА

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.