Домашние войны

24.04.2019

5464.jpg

Во время Страстной седмицы православные христиане призываются каждый день по возможности бывать на богослужениях. При этом на их плечах остаются еще праздничные приготовления, да и просто обычные домашние заботы, временное небрежение которыми может вызывать гнев невоцерковленных родственников. Порой из-за этого возникают настоящие домашние войны. Как разрешить эти явные вроде бы противоречия между религиозными и семейными обязанностями? Что делать, если у близких людей вызывает отторжение твоя вера? Нужно ли скрывать от родных, коллег и знакомых, что течение твоей жизни изменилось – ты молишься, постишься, ходишь в храм? Об этом зашла речь в беседе с иереем Михаилом Макухиным, заведующим информационно-издательским отделом Брянской епархии.

 

Отец Михаил, как согласуются евангельские слова «Враги человеку домашние его» с заповедью «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»?

– Человек, прежде всего, должен служить Богу. Слова «враги человеку домашние его» подразумевают, что любовь даже к домашним не должна быть выше, чем любовь к Богу. Ведь можно сотворить себе кумира, поклоняясь семье, семейному очагу.

Например, люди, забывая о Боге, начинают самозабвенно служить своим детям. До сорока лет с ними нянчатся, и в итоге человек не способен жить самостоятельно. Из-за чего? Из-за того, что родители хотели своего ребенка устроить как можно лучше. Но устроить не так, как Господь нам заповедал, ведь Он имеет промысел о каждом человеке. Не так как Господь задумал, а так, как мы задумали, как мы захотели. Мы сделали по-своему, а это своеволие потом оборачивается трагедией.

Если мы служим человеку, забывая о своем спасении и его спасении, мы вредим и себе, и близкому. Прежде всего, нужно помышлять о своем спасении, а через то, что человек сам спасается, он показывает верный путь другим.

Но выражение «враги человеку домашние его» иногда понимают буквально. Прекращая, например, всякое общение с невоцерковленными или неверующими ближними…

– Это уже сектантский подход. Нельзя пытаться понять евангельские слова в отрыве от контекста, от смысла сказанного. А вопрос этот нужно рассматривать индивидуально в каждом случае. Нельзя дать универсальный совет, стоит или не стоит общаться с неверующими ближними. Общаться с человеком, который в той или иной форме показывает свою неприязнь, конечно, тяжело. И общение часто прерывают, даже не руководствуясь евангельскими словами.

У человека верующего все равно круг общения будет меняться. Всегда лучше находиться с тем, кто ближе тебе по духу, образу мыслей. И нет ничего страшного, что на каком-то этапе мы прекращаем общение с некоторыми людьми: нам нужно время перестроиться, чтобы осознать какие-то вещи и вернуться к общению уже другим.

Другое дело, когда человек в этом состоянии костенеет. Ведь покаяние – это перемена. Мы не только должны принять внешнюю сторону Православия: крест на себя надеть, начать в храм ходить. Необходимо перестроить свою мотивацию. Нужно переменить свой образ мыслей, исходя из Евангелия. Мы должны думать по Евангелию, говорить по Евангелию, поступать по Евангелию. Себя менять. А если человек просто поменял одно внешнее облачение на другое, не изменив себя, то это не настоящее Православие.

А главное, мы часто исключаем Бога. Человек считает, что он сам пришел в храм, сам стал верующим. Господь в Евангелии говорит: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». Сам Господь приводит человека, так неужели Господь не поправит ситуацию, если человек будет Ему доверять? Если у нас будет внутреннее стремление, то Господь будет помогать Сам, даст человека, который сможет подсказать, научить, указать на какие-то недостатки. И наши близкие люди будут меняться к лучшему.

«Когда в семье один человек становится христианином, остальные становятся мучениками» – в этой шутке есть доля правды. Как человеку, первым в семье вставшему на путь воцерковления, правильно себя вести?

– Если говорить серьезно, то мучеником в христианском понимании может считаться только тот, кто исповедует веру. А как вести себя воцерковляющемуся человеку относительно других людей? Спокойно. До того, как мы пришли в храм, мир-то стоял, и, после того, как пришли в храм, тоже не рухнул. Человек должен стараться жить по заповедям, делать добрые дела, но при этом понимать: спасение – это дар Божий. Мы его никогда не заработаем.

Неоднократно иудеи подходили к Господу с вопросами: что нам сделать, чтобы гарантированно спастись? Какая заповедь большая из всех? Можно ли исполнить самую главную тайную заповедь или совершить какой-то подвиг и заслужить у Бога спасение? Вот я это сделаю, и Господь должен будет меня спасти. Но Господь никому ничего не должен. Он спасает не потому, что человек заработал это, а просто потому, что Он благ. Это подарок. Другое дело, Господь не делает таких подарков человеку, живущему во грехе. Просто потому, что тот ценности этого подарка не поймет, не оценит, выбросит или потеряет.

С самого начала своего воцерковления мы должны заботиться о своей душе и стараться познавать Бога, чтобы принять те дарования, которые Он нам дает. Все эти дарования направлены к нашему спасению. Но ведь и наших близких дает нам Господь. Они, может быть, еще не воцерковлены, но тем самым они заставляют нас трудиться над собой, познавать нашу веру, учат смирению. Все, что нам Господь дает, нужно стараться не отвергать, а принимать с радостью, с благодарностью. Даже если мы еще не осознали ценность того или иного подарка.

А может, будет правильным не выставлять свою веру напоказ, не раздражать домочадцев?

– Представьте, человек только пришел к вере. У него нет практики молитвы, он не знает, как и что делать. Если мы будем говорить ему: «Молись незаметно, не раздражай, не говори», мы человека можем затюкать. Конечно, необходимо помнить, что рядом люди, которым не нужно досаждать. Но, с другой стороны, важно понимать, что всякий человек имеет право на свою личную жизнь. И эта жизнь касается самого человека и Бога.

Уступать надо, но подходить ко всему с размышлением. Что важнее – временное охлаждение с человеком, отношения с которым потом наладятся, или потеря веры? Надо быть внимательным к своему сердцу, к тому, что попускает нам Господь, потому что случайностей не бывает. Надо стараться во всем видеть промысел Божий, и это очень облегчит жизнь. Не на себя все брать, а разрешать Богу действовать в нашей жизни, и Господь Сам все управит.

Человек верующий, стремящийся к познанию истины, должен понимать, что никакая истина не достигается войнами, даже если это война на кухне. Христос победил мир крестом, и мы, уподобляясь Ему, должны спрашивать с себя, а не с других. А если будем жить по Евангелию, искренне желать веровать, обращаться к Богу, то и Господь не попустит, чтобы у нас были какие-то конфликты, и даже неверующего человека приведет к Себе.

Наверное, нельзя сегодня быть православным и не раздражать своим существованием?

– Всегда христиане и выделялись, и раздражали. И раздражают они, прежде всего, дьявола. Надо понимать, что не бывает нейтрального положения – человек либо с Богом, либо с дьяволом. Мир в этом смысле черно-белый. Не нужно стараться угождать людям. Христиане всегда вызывали у мира протест, потому что мир во зле лежит. Человек становится на путь спасения, а дьявол не желает этого. Начинает на людей воздействовать так, чтобы это как-то предотвратить.

Ведь часто, когда человек начинает гневаться, он себя не помнит. До такой степени рассудок помрачается. Кем он влечется? Дьяволом. И конфликт возникает не от людей, а потому что дьявол не желает нашего спасения.

«Не хожу в воскресенье в храм, чтобы не раздражать ближних», «праздную Новый год, чтобы не нарушать мира в семье», «на работе ем скоромное в пост, чтобы не вводить в искушение коллег»… С одной стороны, это смирение, а с другой – удобная позиция самооправдания. Ведь так можно незаметно для себя отойти от Церкви и церковной жизни?

– Мы должны твердость в вере проявлять, а оправдать можно все, что угодно. У каждого человека есть право что-то делать или не делать. Сейчас у нас легко оправдываются гомосексуализм или наркомания. А только человек пошел в храм — так он больной, ненормальный, его надо лечить. Логика наоборот. Не везде, конечно, но есть такое. Многие люди могут по этому поводу комплексы испытывать.

Но мы не должны стыдиться того, что мы верующие, что ходим в храм. Пусть стыдятся те, кто живет без Бога, кто нарушает, попирает заповеди. И стыдно должно быть не перед людьми, а перед Богом. Христос пришел в мир и за нас распялся. А человек игнорирует это и демонстративно начинает грешить, доказывая, что Бога нет.

А доказывать ничего не надо. Все рассуждения наши надо строить от заповедей Божии: Господь так велел, значит, это правильно. И можно сказать ближнему: «Ты сейчас не веришь, но можешь попробовать убедиться, что законы Божии работают». Человек все это чувствует. Чувствует, как в его жизни действует Господь. И прикосновение Божией благодати тоже ощущает.

В основе публикации –
статья в журнале «Брянские миряне»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓