Микаэл Ян — резидент крупнейшего в мире акселератора стартапов 500 Startups рассказывает о своём опыте, своих ошибках и раскрывает «формулу успеха»
Чему научил первый опыт
Я бы сказал, что с каждым разом браться за проект становится проще: ты узнаешь все больше о том, как строить команду, с какой стороны подходить к идее, как думать о продукте, как опробовать свои идеи с минимальными ресурсными затратами. Главный вывод после школы фокусов (первый проект автора) — заранее оценивать потенциальный рынок проекта. Сейчас это звучит банально, но тогда это не было очевидным.
Как заработать на идее
Секрет успеха простой: делай то, что нужно людям. При поиске идей лучше всего начать с самого себя и своих собственных проблем. Есть ли что-то, что «болит» настолько остро, что ты готов тратить свое время и силы на решение этого? Если да, то возможно, ты такой не один, и, может быть, ты нашел идею для проекта. Когда ты сам являешься целевой аудиторией, то это самая лучшая ситуация, ведь самое главное в стартапе — это понимание своего клиента. Если же ты берешься за решение чужого запроса, то нужно буквально поселиться у клиента, говорить с ним каждый день, переехать к нему в офис/дом, чтобы понять его настоящие проблемы и решить их самым лучшим образом.
Секрет успеха простой: делай то, что нужно людям
Как психология применима к зарабатыванию денег
Я считаю, что весь бизнес состоит из человеческих отношений: это отношения бизнеса с клиентом, менеджмента со своей командой, отношения между основателями компании, но самое главное — отношения основателя с самим собой. Основатель всегда является главным «узким горлышком» своего бизнеса.
Что именно нужно осознать в себе
Уровень своих амбиций, страхи, иллюзии. Самообман является одной из главных проблем в стартапах, т.к. основатели не хотят смотреть на факты, они хотят «реализовывать видение». А нужно это видение рынку или нет — это уже не их проблема. Никого не хочу обидеть, мы сами через это прошли, так что прекрасно понимаем, как это происходит. В целом, личность основателя — это ДНК компании. Любая компания, как результат деятельности, отражает качества личности руководителя.
Как происходит поиск инвесторов
Чтобы венчурный инвестор дал вам денег, вам нужно убедить его, что ваш проект может вернуть хотя бы в 10 раз больше. Дело не в том, что они жадные, просто так устроена венчурная экономика. Чтобы покрыть все провалы и полу-успехи, лучшие компании в портфолио должны принести как минимум 10-кратный возврат.
Один из главных советов по фандрайзингу: как можно дольше не делайте этого. Лучше попытайтесь дойти максимально далеко своими силами. Это помогает сразу по двум причинам: во-первых, вы не отвлекаетесь раньше времени от продукта, т.к. фандрейзинг — это full-time job (полный рабочий день), а значит, продуктивность одного из основателей сойдет на минимум, при этом если вы начнете делать это раньше времени, то потеряете драгоценные недели, а то и месяцы; во-вторых, чем дальше вы зайдете своими силами, тем выше будет оценка компании, тем больше денег вы сможете получить на развитие при меньшем размывании долей основателей.
Если же все-таки вы решили пойти по инвесторам, то делайте это быстро, назначайте по 3-5 встреч в день. Большинство скажет «нет» — это нормально. Собирайте фидбэк (обратная связь, отклики), дорабатывайте свой питч (презентацию) и двигайтесь дальше. В какой-то момент все получится. А если нет, значит, посмотрите на причины отказов и уберите ключевые риски, которые не дают потенциальным инвесторам покоя. С новой информацией идите по второму кругу.
Главное, чтобы интерес к предпринимательству остался после первых проб и ошибок. Есть универсальная формула успеха, которая применима и для предпринимательства: 1) знай свою цель; 2) действуй; 3) оцени прогресс; 4) измени подход, если прогресса нет. Если соблюдать эти простые правила, то каждый следующий шаг будет эффективнее предыдущего. Из нее же прямо следует, что ничего не получается с первого раза. Главное, не опускать руки и продолжать действовать и учиться. При таком подходе ни одна цель не устоит перед вами.
Источник hse.ru