19.06.2020

885684679.jpg

Новая статья из серии публикаций о том, как добиться устойчивости своей некоммерческой организации, посвящена такому важному аспекту этой темы, как анализ имеющихся возможностей и мотивация к изменениям.

Об этом рассказали в рамках секции «Устойчивость НКО. Команда, ресурсы и другие важные факторы успеха» на Форуме социально ориентированных некоммерческих организаций Приморского края директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова и руководитель Центра развития местных сообществ и инициатив Уральского федерального университета, эксперт-консультант по стратегическому управлению и архитектуре фандрайзинговых процессов в НКО Виктория Щелкова. Тезисы их лекции изложила Екатерина Придворова.

 

Как не упускать возможности

Еще один фактор нашей устойчивости, о котором не стоит забывать, – анализ внешней среды. Мы должны знать, какие есть возможности для НКО. Пусть мы сейчас не можем ими воспользоваться (например, войти в реестр поставщиков социальных услуг), но мы должны о них знать. А еще без анализа внешней среды невозможно найти партнёров: если мы не будем знать, кто нас окружает, мы не сможем найти тех, кому близко то, что мы делаем.

Еще важно знать макросреду: политические, экономические, юридические возможности. К примеру, если мы знаем, какой закон сейчас собираются принять в сфере НКО, то сможем подготовиться к нему заранее. И тогда он не подкосит нас внезапно.

Как и где искать полезную информацию для НКО? Проще всего – в рассылке АСИ (Агентства социальной информации). Можно подписаться на их рассылку, и тогда все самые важные новости НКО, все самые яркие события в «третьем секторе» будут приходить вам на почту. А еще очень полезно читать исследования Центра исследований ВШЭ, исследования Development Group.

Сейчас ситуация в этой сфере меняется с такой скоростью, что все НКО должны очень быстро меняться.

Нужно очень четко понимать:

вот это – моё, а вот это – не моё. Не нужно хвататься за всё, иначе разорвёт;

мы должны очень хорошо разбираться в том, что происходит вокруг, и не пытаться изобретать велосипед. Изобрести все велосипеды сразу нам не удастся – времени не хватит.

Очень важно, чтобы мы были готовы к новым технологическим инструментам, чтобы мы видели, что происходит у других, и могли пользоваться технологиями, которые уже кто-то опробовал. Мы должны всё время учиться и внедрять что-то новое.

 

Как найти время на развитие НКО,
если круглый год у нас какие-то проекты?

Иногда мне говорят: «Не, ну вы всё такое умное рассказываете, но нам некогда – у нас проекты. У нас ёлки. Вот ёлки кончатся, потом будет 8 марта, а потом День матери, потом – День защиты детей, а там уже опять ёлки. Поэтому вы конечно умно говорите, что там надо чего-то перестраивать, и как-то я должен профессионально расти, но пока не до вас. Вот послушаю полтора часа, скажу «Вау! Надо заняться этим. Но пока – ёлки».

Если НКО не определится со стратегией и не выработает себе путь, у нее нет будущего в долгосрочной перспективе. Поэтому иногда нужно сказать себе: «Стоп. Хватит ёлок». Периодически надо обязательно останавливаться, чтобы понять: «Что я делаю для того, чтобы быть эффективным?» Надо понимать, куда ты идешь, знать, что тебе мешает, и понимать, как ты это преодолеешь.

Но на бегу и на этапе подготовки «к ёлкам» это сделать нельзя! Поэтому нужно периодически останавливаться. Причем останавливаться должен не только руководитель, но и вся команда (желательно – вместе с волонтёрами).

 

Как захотеть меняться

Часто НКО не готова меняться. Многие люди хотят изменений, но сами при этом меняться не хотят. И этим мы сами раскачиваем свою устойчивость, потому что жизнь говорит: «Меняйся! Меняйся, иначе будет хуже».

В то же время важно понимать, что при любых изменениях нужны труд и время. Любые изменения влекут за собой временное ухудшение положения некоммерческой организации, ведь надо, чтобы ситуация «устаканилась», чтобы все привыкли, чтобы все поверили, что это навсегда. Поэтому на начальном этапе изменений всегда требуется больше труда, больше ресурсов, чем раньше. А эффективность приходит позже.

Если вы не готовы вкладываться в изменения, не начинайте: пусть всё работает так, как работает. Но будьте готовы, что однажды всё развалится. Особенно это актуально сейчас – очень много изменений, очень много требуется от НКО.

Но если вы все же приняли решение, что пора меняться, сначала вернитесь на несколько шагов назад и задумайтесь: зачем мы меняемся? что именно мы меняем? Сотрудники вместе с вами должны понять, почему мы это начинаем делать. И только потом уже начинайте меняться.

Подготовила Екатерина ПРИДВОРОВА

 

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

В добром крае - добрые дела