15.05.2020

78987874667423.jpg

Чем «пирамида» новостного сообщения отличается от «песочных часов» журнальной статьи или, иначе говоря, фичера – наиболее удобного текстового формата для создания интересных историй о героях? Какими бывают фичеры, и какие этапы их создания нельзя пропустить? Об этом пойдет речь в сегодняшней публикации из начатой порталом «Приходы» серии материалов о сторителлинге, столь важном умении для всех НКО, которые стремятся познакомить со своей деятельностью как можно более широкую аудиторию и заинтересовать своим делом новых людей.

 

Виды фичеров

  • Профиль героя – рассказ про одного человека

  • Нарратив – повествование о хронологии событий, этакий мини-рассказ

  • Интервью

  • Эссе

  • Инструкции.


Как правильно выстроить текст фичера

При написании новостей (к примеру, новостных сообщений о вашем проекте), используется концепция перевернутой новостной пирамиды. Выглядит она так:

  • сначала мы должны рассказать читателям все самое важное, что известно по теме, ответив на вопросы «Что произошло?» «Кто участвовал?» «Где произошло и когда?» «Почему это случилось?»

  • дальше мы должны описать это событие чуть подробнее,

  • и в конце можно поместить все необязательные детали.

6786258.png

Эта структура была придумана для того, чтобы сэкономить время читателя: если человек торопится, ему достаточно будет прочитать заголовок и первый абзац, чтобы быть в курсе.

Фичер (как и любые другие большие статьи) строится на принципиально других канонах. Это не перевернутая пирамида, а так называемые «песочные часы». В них верхний треугольник – это лид, то есть вводная часть текста, которая должна зацепить внимание аудитории. После лида следует короткий абзац, в котором вы заявляете главную тему статьи, далее идет основное повествование, которое перетекает в заключение.

Если задуматься, песочные часы – это отличная метафора для таких больших материалов: песок из них не вытекает. Все ваше повествование, каждая деталь, каждая сцена, которую вы описываете, должна работать на тему вашего фичера. Не должно быть каких-то ненужных деталей, шагов в сторону, лирических отступлений.

 

Этапы создания фичера

1.      Идея. Придумайте, о чем будет ваш материал.

2.      Сбор информации. Ответьте себе на вопросы: «Что я хочу, чтобы читатель узнал? Кто мне об этом расскажет?» Определитесь с источниками информации: это могут быть конкретные люди, сайты, или, например, результаты социальных опросов, данные статистики.

3.      Структурирование. Каким образом выстроить историю, дабы читатели были увлечены и захвачены ею? Нужно так расположить известную вам информацию, чтоб внимание читателя ехало по ней, как по скоростному шоссе, не сворачивало в сторону, чтоб человеку хотелось добраться до конца, а не уйти с середины (закрыть вкладку со статьей, например)

4.      Собственно написание статьи.

Тема вашего материала должна быть как можно более конкретной. Можно сказать, что идея, которая пришла к вам в голову – это город. А тема – это улица в этом городе. Идеи могут быть сколь угодно широкими, но тема, на которую вы пишете фичер, должна быть все-таки конкретной. Это должен быть угол зрения на какую-то конкретную вещь или на какого-то конкретного персонажа.

В основе публикации –
лекция Всеволода ПУЛИ,
главного редактора издания Russia Beyond,
старшего преподавателя факультета журналистики МГУ,
в рамках организованной при поддержке Фонда президентских грантов
Медиашколы НКО

Записала Екатерина ПРИДВОРОВА

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

В добром крае - добрые дела