Радость всей Вселенной
20.09.2014
Самый первый праздник церковного года – Рождество (рождение) Пресвятой Богородицы имеет глубокий духовный смысл. Превечное Слово Отчее (то есть прежде сотворения мира и времени Существующий Бог-Слово, Христос) через Богородицу начинает свое бытие в материальном времени. А через рождение в мир Матери Превечного Слова род человеческий, преодолевая границы времени, получает возможность войти в мир вечности.
Цель воплощения – обожение, о чем и говорится в текстах песнопений праздника.из них мы узнаем также, что Рождество Богородицы было не просто великой радостью для Ее родителей, но стало и всемирной радостью. Об этом говорит тропарь праздника:
Цель воплощения – обожение, о чем и говорится в текстах песнопений праздника.из них мы узнаем также, что Рождество Богородицы было не просто великой радостью для Ее родителей, но стало и всемирной радостью. Об этом говорит тропарь праздника:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Рождение Твое, Богородице Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш. Он снял проклятие и дал благословение; Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь.
Рождение Твое, Богородице Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш. Он снял проклятие и дал благословение; Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь.
Тропарь в сжатой форме дает изображение празднуемого события с его внешней и внутренней стороны, раскрывая его значение. Рождество Пресвятой Богородицы обрадовало вселенную тем, что от Нее засияло над миром новое солнце правды — Христос, уничтоживший проклятие за грех и связанную с ним смерть (Рим. 5, 12) и даровавший благословение и жизнь. Христос назван солнцем правды в подражание тропарю Рождества Христова.
На греческом Востоке древний напев этого тропаря звучит сдержанно и довольно необычно для русского уха:
Греческий тропарь
В братской славянской Сербии можно услышать похожие мотивы:
Рођење Пресвете Богородице-Тропар
Рождество твое Богородице Дево - Мокрањац – Горан Српско Народно Црковно Пеење
Простое клиросное сербское
Рођење Пресвете Богородице-Тропар 2х голосное
На русском клиросе это песнопение обычно поют обиходным напевом. Но, конечно, в больших храмах споют и композиторские сочинения – свящ. Василия Зиновьева, Дегтярева, С. Рябченко, А. Закревского, И. Валяева и многих других:
Тропарь, кондак, величание русские
Тропарь Рождеству Божьей Матери - свящ. В. Зиновий
Другим значительным песнопением будет кондак:
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
В больших храмах и монастырях могут спеть и стихиры на особый мотив. Вот два примера таких стихир:
«Днесь иже на разумнех престолех» знаменный роспев, гармонизация Льва Губина. Исполняет хор Данилова монастыря, регент Георгий Сафонов.
«Иоаким и Анна», знаменного роспева
Важным песнопением является и величание:
* Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Священники обычно поют посреди храма обиходное:
А хор – торжественное, часто композиторское. Например, муз. Додонова смешанный хор
мужской хор
На литургии особых отличий почти нет. Так же красиво споют тропарь и кондак, а после Милости мира – особый Задостойник. Как правило, сочинения протоиерея Петра Турчанинова
Говоря о народных обычаях, можно вспомнить и о прекрасных сербских народных песнях в честь рождения Богородицы:
А после праздничной литургии сербы торжественно совершат особое благословение хлеба – резание праздничного калача
С праздником!
специально для портала "Приходы" игумен Силуан (Туманов)
Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓