Пассия как элемент современного православного богослужения

30.05.2019 Пассия как элемент современного православного богослужения

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая 2019 года в Санкт-Петербурге утвердил документ «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» (Журнал №53). Он будет разослан во все храмы и монастыри нашей Церкви к руководству в богослужебной практике.


Пассия как элемент современного православного богослужения

Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики её совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.

Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.

В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX — XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.

В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.

Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.

По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.

Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.

Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.


Возможные схемы совершения пассии

I. Совершение пассии с акафистом

В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.

На вечерне, при пении стихиры «Тебе́, оде́ющагося...» на «И ны́не...» в конце стиховных стихир, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель несёт Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения поётся или читается акафист Божественным Страстям Христовым.

По окончании акафиста возглашается прокимен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́...», после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподо́битися нам...» Перед чтением Евангелия хор поёт: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».

— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107 — 114 (или только 110 — 114);

— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63 — 69 (или только 66 — 69);

— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108 — 111 (или только 110 — 111);

— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58 — 62 (или только 60 — 62).

После чтения Евангелия хор поёт: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и антифон «Днесь ви́сит на дре́ве...»

После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.

Хор поёт стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго...» Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Затем читается «Ны́не отпуща́еши...» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера.

После пения антифона «Днесь ви́сит на дре́ве...» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.

II. Совершение пассии без акафиста

В пятницу вечером на великом повечерии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу...» хор поёт стихиру «Тебе́ оде́ющагося...» Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма.

По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподо́битися нам...», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поёт: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»

— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107 — 114 (или только 110 — 114);

— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63 — 69 (или только 66 — 69);

— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108 — 111 (или только 110 — 111);

— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58 — 62 (или только 60 — 62).

После чтения Евангелия хор поёт: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».

Произносится проповедь о страданиях Спасителя.

Хор поёт стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго...» Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.

Далее следуют Трисвятое, «Го́споди сил...» и обычное окончание повечерия.

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓