
Паломнические и краеведческие поездки вместе с представителями Белорусской Православной Церкви, развитие школьных музеев при активной господдержке и даже разработка компьютерных игр на основе материалов о Великой Отечественной войне – такие проекты уже много лет реализуются в рамках патриотического воспитания в Белоруссии. О лучших практиках на данном направлении говорили во время круглого стола, который прошел в рамках международного форума «Традиционные духовно-нравственные ценности Союзного государства».
Форум состоялся 2 – 3 декабря 2025 года по инициативе фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» в белорусской столице.
Церковь как опора сотрудничества
Круглый стол прошел на площадке Республиканского центра экологии и краеведения (РЦЭК) – с 2020 года ему делегированы полномочия головной организации по патриотическому воспитанию молодежи в Белоруссии. Об опыте и перспективах такой работы рассказала сотрудница центра Александра Кравец.
Одной из основ системы такого воспитания она назвала тесное сотрудничество государства и Православной Церкви. В частности, работа ведется по направлению «православное краеведение», – более 1500 краеведческих организаций в Республике Беларусь работают по церковно-государственным программам, которые в себя включают, в том числе, сотрудничество с конкретными приходами по тематике «Моя малая Родина», «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» для студентов, «Собери Беларусь в своем сердце» – для старшеклассников. Всё это конкретные краеведческие маршруты по территории Белоруссии.

«Каждая школа и каждый учащийся заводит «Дневник путешественника» и вносит в него заметки о все своих поездках за год», – рассказала Александра Кравец.
Особое направление – путешествия для ознакомления с православными святынями, изучения православных храмов на территории Белоруссии. Одним из результатов такой работы стал список из более чем семидесяти паломнических маршрутов, который представлен и в бумажном, и в электронном виде.
Ключевой момент – патриотическое воспитание на основании исторической памяти. «Ярчайшим примером здесь стал всебелорусский проект «Память поколений во имя будущего», который прошел в 2024 году и представлял собой череду конкурсов, ориентированных на исследование малой родины их участников», – пояснила сотрудница Республиканского центра экологии и краеведения.
Говоря о межведомственном взаимодействии, она сделала акцент на работе со школьными музеями – с 2025 года те появились в практически в каждом учреждении и стали государственными организациями, подведомственными Министерству культуры Белоруссии. Именно Республиканский центр экологии и краеведения курирует их работу – такая «вертикаль» управления позволяет активнее взаимодействовать со школами в поле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Примечательно, что на площадках школьных музеев Белоруссии уже активно применяют технологии искусственного интеллекта для «оживления» фотографий времен Великой Отечественной войны.
Экология души
Глава Республиканского центра экологии и краеведения Елена Онуфрович поделилась наблюдениями: «Когда к нам приезжают гости из Казахстана, Киргизии, других стран – постсоветских республик, они нам говорят: мы как будто в СССР попали. Спрашиваю: такими отставшими выглядим? Отвечают: наоборот, всё очень привлекательно, душевно и одновременно надёжно».

Она считает, что сегодня понятие «экологичность» касается не только вопросов охраны природы, но и «экологичности» души человеческой, заботы и её чистоте, которая немыслима без воспитания чувства патриотизма с «младых ногтей». «Как привлечь молодёжь к этому, какие подходы нужны? Создавать общее пространство, внутри которого присутствует живой интерес молодого человека», – уверена глава центра.

Одна из форм такого пространства, рассказала она, – проведение туристических слетов студентов, набор участников которых проводится через единого оператора (им может выступать тот или иной вуз либо общественная организация). При этом Елена Онуфрович предложила взаимодействовать в проведении подобных мероприятий (не только по туристическому, но и по другим просветительским и отраслевым направлениям) на уровне взаимодействия между регионами России и Белоруссии. Как подспорье для объединения усилий – возможность посетить Республиканский центр экологии и краеведения, у которого для приема гостей есть своя гостиница более чем на сто мест.

Война за Отечество глазами геймера
«Поговори со мною о войне…
Ведь вспомнить мы с тобой о ней не в силах
Нас просто не было, когда в кромешной тьме
Она жестоко жизни уносила…»
С этих слово начался в 2015 году в Белоруссии интернет-проект «Мое прикосновение к Победе #ДАЛУЧАЙСЯ» «Патриот.by». Как рассказала одна из его авторов Алла Рыхлова во время заседания круглого стола, начинали тогда с больших альбомов памяти, со сценических марафонов, других инициатив. В 2023 году проект вырос до президентского гранта от главы Республики Беларусь Александра Лукашенко.

Одно из опорных направлений программы – челлендж-проект «История войны в истории моей семьи». В его рамках та или иная семья передаёт информацию о своих дедах и прадедах – участниках Великой Отечественной войны, создавая для него личный кабинет на специально созданном сайте. Там можно увидеть не только исторические данные о человеке, но и отношение к нему. Как правило, родственники пишут, как гордятся своим предком-воином. Обязательным условием участия в проекте является размещение ссылки на страничку ветерана-воина в соцсетях, на аккаунте кого-то их его потомков.
На своих страницах в соцсетях в рамках проекта размещаются и видео с чтением патриотических стихов – как правило, ролики записываются с участием старшеклассников, студентов вузов и колледжей. И такие видео получают достаточно большое количество реакций и оценок.
Есть и довольно неожиданные, но очень приятные плоды патриотического воспитания. Так, при помощи неравнодушных «айтишников» создаются компьютерные игры на основе материалов об истории Великой Отечественной войны. Как рассказала Алла Рыхлова, в одной из них, например, можно пройти по улицам города Полоцка в военное время, выполняя те или иные задания.
Петр ПАВЛОВ


