Как меняется ландшафт российской благотворительности? Что ждет сектор в будущем и возможно ли преодолеть неосознанную благотворительность?
Дискуссия на площадке Форума Доноров «Кухня благотворительности» участников Общероссийского гражданского форума.
Эксперты третьего сектора уверены, что одну из главных ролей в развитии благотворительности в будущем будет играть телевидение. Уже сейчас многие телеканалы предлагают отправлять СМС-пожертвования в пользу благотворительных фондов — шоу «Голос» перечисляет пожертвования фондам «Вера», «Справедливая помощь», «Русфонд» и «Выход в Петербурге», «5-й канал» ведет постоянный проект с фондом «Подари жизнь».
Для благотворительности телевидение всегда будет прежде всего доступом к массовой аудитории, говорит исполнительный директор фонда «Подари жизнь» Григорий Мазманянц. Никакой другой канал коммуникации в России не может обеспечить таких массовых пожертвований. По словам Мазманянца, фонду удается собирать за день акции на «5-м канале» до 30 млн рублей.
Обратная сторона такой тиражируемости в том, что аудитория, совершающая пожертвования таким образом, не озабочена ни реальным состоянием сферы благотворительности, ни даже той проблемой, которую благотворительные организации решают. «Все эти СМС-пожертвования, пожертвования в один клик — мина замедленного действия для благотворительного сектора, — уверен Олег Шарипков, исполнительный директор фонда «Гражданский союз». — Эта кажущаяся легкость в благотворительности приведет к тому, что люди другой благотворительностью просто не захотят заниматься — там, где нужно помогать руками, мозгами: зачем напрягаться, если все так просто?»
«Возможно те, кто смотрит телевизор, привыкнут отправлять СМС и затем перейдут к электронным пожертвованиям. Но станет ли эта аудитория более просвещенной и осознанной?», — сомневается директор Агентства социальной информации Елена Тополева.
Современное телевидение только увеличивает тенденцию неосознанной благотворительности, считает директор Центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова. «Зачем трудиться, когда можно нажать на кнопку и ничего при этом не делать? Многие даже не интересуются, вылечили ли ребенка, которому они пожертвовали деньги. Но есть вещи, которые не всегда можно решить деньгами», — отметила Михайлова.
У современной аудитории сформировался «рефлекс ящика» — люди бросают пожертвование в бокс, не интересуясь целями сборов, говорит Анастасия Ложкина, руководитель отдела фандрайзинга фонда «Арифметика добра». «Давайте не жить иллюзией, что люди готовы делать пожертвования. У людей аллергия на благотворительность. Большая часть делает пожертвование эмоционально», — говорит эксперт.
Олег Шарипков замечает, что при этом для людей, заинтересовавшихся благотворительностью, сейчас намного привлекательнее личное участие в каком-либо проекте: самому сколотить скворечник, покрасить скамеечки, — чем благотворительность за экраном мобильного. Это равно относится как к частным лицам, так и представителям бизнеса. «Мы наблюдаем такую тенденцию в регионе, — говорит Шарипков. — У людей, достигших определенного благосостояния, появляется потребность как-то реализовать себя, сделать «что-то хорошее». Они приходят к нам».
Чтобы изменить стереотип «денежной благотворительности», благотворительным фондам и другим заинтересованным сторонам благотворительного сектора нужно целенаправленно действовать, просвещая и воспитывая аудиторию, считают эксперты.
Для объединения на платформе благотворительности некоммерческих организаций, граждан, инициатив бизнеса в Москве откроется площадка «БлагоСфера», рассказала Наталья Каминарская, которая стала руководителем нового проекта. Она в том числе поможет благотворительным фондам создать новую парадигму деятельности и взаимодействовать с другими секторами, вовлекая граждан в благотворительность.
Источник Агентство Социальной информации