Дело молодое
17.11.2017
Как привлечь к своим проектам молодёжь? Что она из себя представляет? Как найти с ней общий язык?
Разговор о молодёжи и некоммерческих организациях ведут эксперты медиаклуба «АСИ-Благосфера». Предлагаем вашему вниманию основные положения дискуссии.
Игреки и зеты
Каждые шесть-семь лет меняются настроения молодежи и появляется новое поколение людей со своим «кодом». В каждом из этих поколений выявляются «авангардные» группы, которые хотят изменить мир, люди, живущие примерно так же, как жили их родители, инертная масса и разные варианты средних групп.
Они другие и они разные. Большое количество исследований говорит о сегментации молодежи. Поэтому нужно понять, какую группу молодежи мы хотим вовлекать. У каждой группы свои кнопки воздействия, свои крючки.
За два десятилетия произошла смена сразу нескольких поколений. Десять лет назад исследователи говорили о новом, несоветском поколении — людях, рожденных после 1983 года (условно). Так называемые миллениалы, или поколение Y, поддерживали идеи успеха, индивидуализма и потребления. Они учились и работали в условиях относительной стабильности, развития технологий и рыночной экономики. Сейчас это поколение постепенно выходит за рамки молодежной аудитории — самым старшим представителям поколения исполнилось 35 лет. На смену им приходит другая молодежь, рожденная после 2000 года, — поколение Z.
В отличие от «игреков» они не стремятся в первую очередь построить карьеру и добиться успеха. «Зеты» ориентированы на созерцание и творчество. Они хотят жить спокойно, культивировать внутренний опыт, путешествовать. Они ощущают, что карьера и успех не дают счастья их родителям.
Кроме того, это поколение сообществ — в век технологий они заводят много друзей в интернете, общаются в социальных сетях, но при этом общительны и в жизни. Паутова также считает, что поколение Z — это социально отзывчивые люди, которым понятия «волонтерство» и «благотворительность» довольно понятны и близки.
Однако, вовлекая молодежь в гражданскую активность, не стоит забывать о еще одной особенности «зетов» — они не умеют жить самостоятельно и находятся под чрезмерной опекой.
Это поколение, воспитанное 40-летними, которые очень остро переживали 1993-й, 1998 год и не хотят, чтобы их дети жили в таких же условиях. В результате мы столкнулись с поколением, которое испытало на себе гиперопеку родителей. Например, в этом году мы проводили фокус-группы по всей стране, куда собирали студентов 18-24 лет, и они приходили со своими родителями.
Этим они похожи на некоммерческие организации. Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ в 2015 году провела интервью со ста руководителями московских НКО и пришла к выводу, что они в большинстве случаев ждут помощи от государства. Кроме того, 60% НКО не выразили готовности брать на себя часть функций государства. Опросы молодежи показали, что 69% считает, что государство должно о них заботиться, 77% уверены, что государственная помощь должна оказываться в первую очередь именно молодежной аудитории.
Поиск точек соприкосновения
Пока НКО не умеют работать с молодежью. Они не модные, не умеют рассказывать о себе, их проекты не интересуют молодежь. Когда мы спрашивали НКО про самый интересный проект, который они сделали за год, они отвечали, что подготовили отчет о своей работе.
Поскольку 70% молодых людей узнает новости о стране и мире из «ВКонтакте» (согласно исследованиям НИУ ВШЭ), то и некоммерческие организации должны рассказывать о себе в социальных сетях. Но на практике московские НКО нечасто рассказывают о себе в интернете и взаимодействуют с журналистами, которые могут о них написать. У некоторых организаций даже нет интернета.
Для того чтобы привлечь молодых людей, нужно транслировать какую-то ценность или давать впечатление. Со своей потенциальной аудиторией надо работать и онлайн, и офлайн. Молодые люди должны иметь возможность придумать и осуществить собственный исследовательский проект, пройти хакатоны для разработчиков, краеведов, журналистов, исследователей, по итогам которых можно стать автором публикации в крупном СМИ.
Источник asi.org.ru