Как найти деньги

перейти на главный сайт

Главная - Все материалы - Архипастырь Якутии: просвещение общества и многообразие культур в нашей стране были бы невозможны без Православия

Архипастырь Якутии: просвещение общества и многообразие культур в нашей стране были бы невозможны без Православия

В новейший период российской истории Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» одним из первых пришел в малые города и села Арктического пояса. И вместе с церковными приходами – подчас единственными зарегистрированными в этих территориях некоммерческими организациями – сюда пришли просветительские, социальные, культурные, информационные, образовательные проекты, благодаря которым местное население увидело, что оно не живет на Богом забытой земле, но, напротив, здесь созидательным трудом занимается тот, кто ценен для государства и общества как гражданин и патриот. Об этом уникальном опыте рассказывает архиепископ Якутский и Ленский Роман.

Ваше Высокопреосвященство, когда Вы впервые узнали о существовании грантового конкурса «Православная инициатива», и когда приходы вверенной Вам епархии впервые приняли в нем участие?

– Мы участвуем в «Православной инициативе» с 2017 года, причем в работу сразу включились приходы разных районов епархии, в частности, Олекминского, Алданского, Мирнинского. В 2021 году мы и наши партнеры получили гранты уже на шесть проектов! В настоящее время мы не только сами участвуем в конкурсе, но и ведем совместные проекты с другими некоммерческими организациями Якутии.

Насколько сегодня, на Ваш взгляд, актуален и эффективен формат «Православной инициативы» с точки зрения взаимодействия Церкви с государством и обществом?

– Более чем актуален и эффективен! Самое главное – наши проекты действительно полезны, и люди это видят. Приведу пример. Исторически так сложилось, что в первые годы после крушения атеистической власти в Якутию хлынули протестантские секты. Им удалось создать некоторое количество общин, но в целом у местных жителей сформировалось настороженное отношение к их миссионерской активности. Это отношение было перенесено и на православных священников. До сих пор наши миссионеры, оказываясь в местах, где православных общин нет или они не очень активны, начиная беседу с людьми, подчеркивают: мы свои, не сектанты.

И именно после реализации нескольких проектов социальной и просветительской направленности нас стали не просто узнавать, а ценить. Мы находим поддержку на уровне администраций районов и населенных пунктов, часто они выступают нашими партнерами, пишут письма поддержки. Некоммерческие организации Якутии готовят для конкурсов свои проекты и просят нас проконсультировать и поддержать их.

Более того, совсем недавно к одному нашему приходу после завершения успешного проекта по истории просвещения Якутии обратилось образовательное учреждение Крайнего Севера с интересной идеей совместного проведения летнего лагеря для мальчиков. Отмечу, это как раз район, где общины нет и никогда не было, а население придерживается дохристианских верований. Но нас узнали, нас запомнили, нас благодарят. И уже предлагают работать вместе. Надеемся, и этот проект получит поддержку «Православной инициативы».

Можете рассказать о проектах, которые Вам больше всего запомнились?

– Конечно, это наши северные проекты: «Арктический десант» (2022 – 2023 годы) и «Эвенское лето» (2025 год). Впервые наши миссионеры выезжали к кочевым общинам, для которых христианство – это в принципе что-то новое и непонятное. Мы привезли Евангелия, организовали общение со священником, совершили первые богослужения и Таинства Крещения. Оказывали и деятельную помощь – привезли продукты длительного хранения и одежду (а для людей, ведущих кочевой образ жизни, это огромное подспорье). Кроме того, в наших командах есть врачи, которые проводили осмотры, выявляли заболевших и при необходимости отправляли их в больницы на Большую землю. Это был уникальный опыт. Наши миссионеры многому научились.

Еще особенно запомнился один из первых проектов наших приходов – музей истории Православия в городе Алдане при храме святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Алданская земля обильно полита кровью пострадавших от безбожной власти, здесь находился лагерь, о котором почти не сохранилось воспоминаний и каких бы то ни было данных. Зато были обнаружены свидетельства духовной жизни в этих краях – рукописные молитвословы.

Сейчас очень важно сохранять историческую память о страшных годах гонений на Церковь. И сегодня музей истории Православия в Алдане гостеприимно встречает жителей и гостей города, организует экскурсии для детей, ведет просветительскую работу.

Назовите ключевые вопросы, которые надо решить для того, чтобы транслирование православных ценностей стало неотъемлемой частью жизни российского гражданского общества?

– Один из главнейших вопросов, как ни странно, относится к основе нашей веры – знанию Евангелия. Никакое гражданское общество не может существовать без идеалов справедливости и милосердия, которые даны Господом нашим Иисусом Христом. Все наши проекты связаны с проповедью Евангелия, и почти все они сопровождаются раздачей людям Священного Писания, в том числе на языках коренных народов Якутии.

Крайне важно участие в жизни общества священников, которые помогают донести до местных жителей христианские ценности. Поэтому команду проекта, реализуется ли он в городе или в маленьком селе на Крайнем Севере, непременно сопровождает священник. И, повторюсь, очень важен вопрос сохранения исторической памяти. Люди должны знать и помнить, что просвещение общества и многообразие культур в нашей стране были бы невозможны без Православия. У нас успешно завершились проекты с выставками по истории Православия: в Верхоянском районе несколько лет назад, в Усть-Майском – в прошлом году и в Эвено-Бытантайском – в этом году. Для многих людей стал откровением тот факт, что первыми книгами на якутском языке были Библия и богослужебные издания и что именно священники стимулировали фиксацию местного эпоса, распространяя грамотность. Важно, что в нашей многонациональной республике Церковь всегда прикладывала огромные усилия для сохранения национальных культур.

Что сегодня в общественной жизни страны больше всего мешает и что помогает человеку идти к Богу?

– Мешает общая виртуализация общества в целом. Современный человек живет в Сети, общается текстовыми сообщениями и смайликами, предпочитает не ходить в магазин, кафе или музей, а заказывать доставку товаров, смотреть кино и слушать музыку на стриминговых сервисах. Даже благие начинания перекочевывают в интернет – легче всего оказать помощь страждущему, нажав кнопку «отправить» в приложении банка после прочтения сообщения о благотворительном сборе.

Сама по себе эта ситуация не является катастрофой – в связи с развитием общества в разные периоды истории менялись способы передачи информации. Наверняка наши предки с недоверием воспринимали, например, отказ от рукописных книг в пользу печатных, а несколько десятилетий назад раздражение вызывало повсеместное распространение телевидения. Но для духовного роста ускорение темпа жизни, связанное с развитием интернета и технологий искусственного интеллекта, небезопасно – человек не успевает остановиться, отвлечься от сиюминутного и задуматься о вечном.

Однако эта же виртуализация парадоксальным образом зачастую помогает людям на пути к Богу. Не выходя из дома, человек может «посетить» древние монастыри, увидеть шедевры иконописи и церковной архитектуры, прочитать духовную литературу, послушать православных священников. Да и добрые дела не ограничиваются отправкой денег. Сколько раз волонтеры собирались по призыву в социальных сетях! Важно состояние души конкретного человека. А помогать духовному росту можно через распространение Слова Божия.

Как Вы считаете, что сегодня в первую очередь необходимо людям в регионах, чтобы творить добрые дела? Деньги, административный ресурс, хороший пример, укрепление в вере, доверие к власти?

– Материальный вопрос стоит на первом месте. Никакая гуманитарная помощь не соберется сама по себе – нужны целевые сборы. Разумеется, если в населенном пункте ими занимается приход, вовлекая верующих людей (пусть даже не очень воцерковленных), такая активность по цепочке будет привлекать все больше благотворителей. Что касается сборов в соцсетях, то для их успешности необходима грамотная живая подача информации. У нас были случаи, когда посты с просьбой поучаствовать в сборе «выстреливали» с такой силой, что отзывались не только наши соотечественники, но и жители других стран, приходилось даже специально искать способы передачи пожертвований.

А вот отношения с властями, как это ни странно, в стремлении творить добро особой роли не играют. Иногда здоровые силы общества начинают действовать в тех областях, где администрации не дорабатывают, испытывают дефицит ресурсов и кадров. Бывает, что как раз общественные инициативы в области благотворительности и социальной работы подталкивают органы власти к поискам решения существующих проблем.

Вы окормляете жителей Русского Севера. Что их отличает от жителей других регионов России? Насколько сегодня они готовы опираться на традиционные духовно-нравственные ценности в повседневной жизни?

– Если говорить именно о русских, проживающих на Севере, то у этих людей нам стоит поучиться. Их две большие группы: первая – русские старожилы, потомки первых освоителей этого региона; вторая – люди, попавшие на Север в советские годы (в их числе подвергшиеся репрессиям, сосланные в лагеря, приехавшие по распределению или на заработки), и их потомки. Обе эти группы характеризуются очень ответственным отношением к вере. Если в поселке или районе есть приход, он, по сути, является полноценным институтом гражданского общества, берущим на себя просветительские и социальные функции, такие как оказание адресной помощи, проведение тематических встреч со школьниками, сохранение исторической памяти.

Например, в поселке Черский на Крайнем Севере есть община, которая целенаправленно занимается сохранением памяти о жертвах репрессий. Многие приходы собирают гуманитарную помощь для участников специальной военной операции и их семей.

Жители Русского Севера – это уникальные люди! Они сохранили православную веру, живя среди языческого населения. И именно от них коренные жители узнавали о христианстве. Православие до сих пор остается у них основой самоидентификации. Любой визит к ним священника собирает десятки человек на службу. Оказываясь в городе, люди из «старожильского» села спешат в храм. Они стараются сохранить быт и общую культуру, присущие предкам: отношение к семье, к старшим, общение с ближними. Так что если кто и опирается на традиционные духовно-нравственные ценности, так это жители Русского Севера.

Публикация издания «Созидатели России»
(приложение к журналу «Юрист предприятия»),
ноябрь 2025 г.

Помощь в подготовке публикации оказала пресс-служба Якутской епархии

Наверх