Молодежь в Церкви: социологический срез активности 2021

15.02.2021

00052221.jpg

Вот уже которое десятилетие священноначалие обращает пристальное внимание на тех, кого принято называть молодежью. В России, согласно федеральному закону «О молодежной политике в Российской Федерации» (№ 489 от 30 декабря 2020 года), к этой категории граждан относятся люди в возрасте от 14 до 35 лет. Вместе с тем нередко в адрес молодежной политики Церкви доносится критика. Как правило, недовольство наблюдается внутри церковных людей в сане и без. Претензий высказывается немало. Например, желание сделать из молодежи православные отряды наподобие комсомола. Отсюда возникает название таких дружин как «правсомол». Кроме того, говорят о том, что многое делается для отчета в Патриархию, а на самом деле молодежи в храмах либо нет, либо она не очень активна, либо ей мало интересны те форматы работы, которые спускаются из Москвы в епархии и приходы.

 

В праздник Сретения Господня отмечается День православной молодежи информационно-аналитический интернет-портал «Приходы» собрал сведения о том, чем жила православная молодежь Церкви в последний год. Так ли на самом деле в Московском Патриархате все плохо с «молодежкой» в регионах. Мы намеренно не брали опыт Москвы, потому что здесь базируется и Синодальный отдел по делам молодежи, и общецерковные молодежные проекты прописаны, да и епархия Патриаршая обязывает приходы соответствовать столь высокому уровню. Помимо этого здесь сосредоточены ведущие образовательные организации Церкви, поэтому активность молодежи априори выше, чем в любом другом регионе.

В основе данного небольшого исследования – представление региональной, епархиальной действительности. Если включить в нее Москву и Московскую область, то будет казаться, что у нас существует «одно сплошное телевидение», как говорили в одном известном советском фильме. С точки зрения объективной картины бытия Церкви это неправильно, поскольку она вырисовывается из интенсивности жизни приходов во всех территориях, где бы они не находились. И чем дальше они несут свое служение от столиц, тем важнее показатель устойчивости церковной миссии.


 

А как у них?

Прежде чем начать знакомство с молодежной политикой в Церкви полезно посмотреть, какова она в светском обществе, куда движется и чем дышит, на что ориентируется.

Если говорить о Российской Федерации, то в минувшем году в этой сфере произошли некоторые изменения на законодательном уровне. Во-первых, изменился возраст молодежи – молодежь серьезно повзрослела. Судя по всему, барьер 35 лет для современного социума не окончательный рубеж и на фоне неминуемого старения населения этот показатель будет увеличиваться. Впрочем, законодатели отмечали, что повышение возраста молодежи связано не только со старением, но и с желанием финансово поддержать молодые семьи и талантливую молодежь. Ведь раньше какие бы то ни было выплаты прекращались, как только человеку исполнялся 31 год, а в научных кругах – по достижении 33-летнего возраста.

Кроме того, закон прописывает векторы молодежной политики в государстве: формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, патриотизма, культуры семейных отношений, воспитание гражданственности, преемственности традиций, предоставление социальных услуг, в том числе молодежи, столкнувшейся с трудной жизненной ситуацией, помощь молодым в трудоустройстве.

Небезынтересно среди целей молодежной политики увидеть следующие: создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества; повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде (ст.4, пп.3-4). Также в документе одним из основных направлений реализации молодежной политики названо содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи (ст.6, п.5).

Обозначенные положения появились в федеральном законе не на пустом месте. Можно сказать, что их включение было продиктовано самой жизнью. На протяжении последних лет молодежная политика на уровне государства, что в федеральном масштабе, что в региональном, ассоциировалась, скорее, с участием молодежи в таких организациях политического толка, как Общероссийский Народный Фронт, Молодая гвардия Единой России, молодежные общественные палаты, молодежные парламенты. Нельзя отнести исключительно к благотворительно-социальным, волонтерским проектам многочисленные добровольческие движения. Зачастую это единственный способ как-то проявиться, завести нужные знакомства и сделать карьеру в регионе. Наблюдается профессионализация волонтерских движений и на фоне недавно утвержденных Президентом Российской Федерации критериев оценки губернаторов¹ эти тенденции будут только усугубляться.

Таким образом, сфера молодежной политики в Российской Федерации по большей части касается улучшения социально-экономических среды обитания молодых людей и создания властями условий для их становления в системе социальной стратификации. Безусловно, закон не может покрыть все многообразие гражданской инициативы молодых. В нем обозначены возможности и даются указания по поддержке разноплановой деятельности как внутри молодежных сообществ, так и различных программ, нацеленных на молодую аудиторию.

 

Внутри церковной ограды

Молодежная политика в Московском Патриархате в новейший период его истории стала развиваться буквально сразу после торжеств в честь Тысячелетия Крещения Руси. Оно и понятно, народ хлынул в Церковь, был высокий интерес среди молодежи, успевшей устать как лично, так и в поколениях предков от идеологического гнета марксизма-ленинизма и прочих «измов». Люди искали воздуха и находили его в Православии. И хотя синодальный отдел появился как самостоятельное учреждение только в 2000 году, все последнее десятилетие XX века Русская Церковь развивала международные контакты по линии молодежных организаций, причем не только между Православными Церквами, проводила свои и межхристианские молодежные программы, создавала свои вузы и принимала в духовные учебные заведения сотни молодых людей.

В начале нулевых уже существовали некоторые общецерковные проекты для молодежи. Например, Братство следопытов, Феодоровские городки, конференции на Рождественских чтениях, миссионерские экспедиции семинаристов духовных школ и студентов православных вузов в епархии, церковно-светские путешествия и лектории под эгидой домовых храмов при вузах. Издавались журналы и газеты, а также специализированные книги «Записки молодым», «Вера молодых», «Не бойся, младое стадо». Ассортимент был огромен, на любой вкус. У молодежи был запрос – остаться жить в Церкви, помогать в храмах, трудничать в монастырях, искать иноческого жития и бежать от мира, создавать истинно православные многодетные семьи, быть священниками и матушками, являть сверстникам сообщество современных святых, слышащих призыв пастыря за каждой литургией.

В начале 2010-х гг. началась масштабная административная реформа в Церкви и одним из ее важных направлений стал блок молодежной работы. Были созданы разные документы, утвержденные Архиерейскими Соборами и Священным Синодом. Аспекты окормления молодежи в эти годы регулярно включаются в повестку дня Высшего Церковного Совета. И на всем этом благоприятном фоне, при всем внимании священноначалия к данной проблематике, слышна критика в отношении организации молодежной деятельности в Церкви. Причем высказывают ее порой именно молодые люди.

Парадокс церковной реальности: храмы открыты, можно заниматься какими угодно проектами, отвечать на любой запрос, существует абсолютная свобода в выборе предпочтений для своей активности. Но подчас вместо реальных дел случается самое натуральное роптание. Чаще всего оно возникает вокруг пресловутой отчетности: «Мы бы сделали, но эти бумажки…». На втором месте – недостаток финансирования. И здесь, пожалуй, проблема посерьезнее бумажек. Дело в том, что на должность ответственного по молодежному служению в благочинии или при крупном приходе нередко назначается человек, который уже везет немало послушаний. Выходит, за одну-полторы ставки он вынужден выполнять функционал за двух, трех, четырех специалистов. А если он к тому же еще и клирик, то на нем лежит богослужебная череда и не всегда только в одном храме.

Откуда же при таком положении дел взяться энтузиазму, желанию работать Господеви, физические силы для проявления творческой фантазии и положительных эмоций, так необходимых, когда речь идет о контакте с людьми. И если в светском обществе те, кто вовлекается в сферу молодежной политики видят совершенно очевидные бонусы от этого стильно-молодежно-общественного перегруза, то что светит клирику или церковному служащему? Максимум – пост главы епархиального отдела, включение в состав епархиального совета, иногда настоятельство (хотя тоже не вариант поощрения, если это строящийся приход в сельской местности в 200 километрах от центра епархии).

Безусловно, Церковь – не место для карьеры и материальных выгод. Но тем не менее, здесь трудятся самые обычные люди, они нуждаются в пропитании, в одежде, им нужно поднимать на ноги своих детей, заботиться о благополучии родителей. И если вернуться из наших размышлений о проблемах к теме активности молодежи в Церкви, какие примеры мы подаем молодым, чтобы их интересы были сосредоточены на жизни во Христе?

Проанализировав жизнь приходов Русской Православной Церкви в самых разных ее частях в течение последнего года, редакцией портала «Приходы» подготовлена своеобразная  карта молодежных проектов. Она включает в себя те молодежные инициативы, которые больше всего востребованы сегодня молодыми людьми. К такому выводу пришел авторский коллектив во время проведения мониторинга по открытым источникам, поскольку в разных епархиях были неоднократные повторения тем проектов.

Инфографика позволяет сделать выводы о том, в какие проекты чаще всего молодежь включается. Причем, как удалось отследить на нескольких примерах, нередко подобные проекты перерастают в епархиальные и объединяют несколько десятков, а то и сотен молодых граждан.

Скачать инфографику в PDF

ДПМ21-11.jpg0001.jpg0002.jpgДПМ21-14.jpg 


Молодежные проекты Русской Православной Церкви.
Самое актуальное к Дню православной молодежи 2021

Уникальность карты заключается в том, что она не только дает социологический срез активности православной молодежи. Она демонстрирует реальный запрос молодых людей Церкви к общению, к соединению друг с другом в самых разных сферах жизни. И какой бы критикой не было преисполнено публичное поле внутри клира и причта, по самым скромным подсчетам, несмотря на тяжелый 2020 год, проведено свыше ста масштабных молодежных проектов, участниками которых совокупно стали тысячи молодых людей. И, здесь важно еще раз подчеркнуть, речь идет не об общецерковных проектах и не о московских проектах, а о приходских, епархиальных, а также о проектах самоуправляемых частей Московского Патриархата в разных странах.

Среди волонтерских проектов реализованы, в частности, следующие: организация помощи одиноким, пожилым во время карантина, оказание помощи во время богослужений в отдаленном храме, уборка прихрамовых территорий или кладбищ, открытие социального театра. В связке с волонтерскими проектами идут социальные и благотворительные. И в этом нельзя не увидеть основу для совместных проектов со светской молодежью, занятой в добровольческих программах. Подобный опыт особенно интенсивно стал складываться на волне окормления людей в период всеобщей самоизоляции весной и летом 2020 года. Соработничество церковной и светской молодежи в регионах позволило одним и другим посмотреть на себя по-новому, а значит, сформировалась почва для других инициатив. Например, по организации культурно-просветительских, интеллектуальных, туристических, спортивных мероприятий.

Запрос на них, кстати, заметен среди православных молодых людей. Из выявленных проектов по культурной проблематике можно обозначить следующие: организация досуговых мероприятий (балов, праздников, кинопоказы с дискуссиями, онлайн-концерты) и онлайн-фестивали). В блоке духовно-просветительских и образовательных проектов: беседы со священниками о праздниках, беседы о Евангелии, проведение молодежных форумов с лекциями, мастер-классами, семинарами , посвященными поиску смысла жизни, становления личности, повышению профессиональных компетенций.

Весьма популярны среди молодежи информационные технологии, IT- и медийные проекты. Это и создание своих средств массовой коммуникации, и интернет-миссия, и проведение специальных событий для информационного сопровождения деятельности приходов и епархий.

Молодость ассоциируется с движением, и потому среди молодежи популярны спортивные, туристические, паломнические проекты. В частности, весьма развиты велопутешествия. Нередко они сопровождаются трудничеством в отдаленных храмах или обителях, а также погрудением в историю своего региона и страны. Кроме того, ребята организуют сплавы и походы, палаточные лагеря на природе, а вместе с ними и различные военно-патриотические состязания.

Условно выделены в собственно молодежные и миссионерские несколько проектов, так как они были посвящены совершению миссионерских богослужений или богослужений только для молодежи, в том числе в праздники: День православной молодежи, День семьи, любви и верности, День Крещения Руси, День народного единства. Помимо этого встречается информация о проведении молодежных ночных богослужений. Например, Великим постом. В некоторых регионах подобные инициативы совместной молитвы – дело регулярное, организуемое раз в месяц.

Небезынтересно сопоставить направления работы и их популярность среди епархий.

ДПМ21-2.jpg

ДПМ21-3.jpg

ДПМ21-4.jpg

·       Волонтерство развито в следующих странах, митрополиях и епархиях: Кемеровская (Кузбасская митрополия), Канская (Красноярская митрополия), Клинцовская (Брянская митрополия), Нижегородская (одноименная митрополия), Пензенская (одноименная митрополия), Пятигорская, Ростовская-на-Дону (Донская митрополия), Саратовская (одноименная митрополия), Санкт-Петербургская (одноименная митрополия), Симбирская (одноименная митрополия), Тихвинская (Санкт-Петербургская митрополия), Челябинская (одноименная митрополия), Южно-Сахалинская, Белоруссия (Минская, Гомельская), Украина (Киевская митрополия), Узбекистан.

·       Культура собирает молодежь таких стран, митрополий и епархий, как: Барнаульская (Алтайская митрополия), Кемеровская (кузбасская митрополия), Минусинская (Красноярская митрополия), Нижегородская (одноименная митрополия), Псковская (одноименная митрополия), Ростовская, Санкт-Петербургская (одноименная митрополия), Симбирская (одноименная митрополия), Сочинская (Кубанская митрополия), Тверская (одноименная митрополия), Тульская (одноименная митрополия), Челябинская (одноименная митрополия), Германия (Берлинско-Германская), Латвия, Франция (Корсунская епархия).

·       Духовно-просветительская и образовательная проблематика интересна молодежи стран, митрополий и епархий: Архангельская (одноименная митрополия), Ахтубинская (Астраханская митрополия), Белгородская (одноименная митрополия), Нижегородская (одноименная митрополия), Пензенская (одноименная митрополия), Симбирская (одноименная митрополия), Южно-Сахалинская, Германия (Берлино-Германская), Украина (Винницкая), Латвия, Эстония.

·       Информационно-просветительской темой увлечены молодые люди из следующих епархий России: Белевская (Тульская митрополия), Выборгская (Санкт-Петербургская митрополия), Калининградская (одноименная митрополия), Курганская (одноименная митрополия), Псковская (одноименная митрополия), Читинская (Забайкальская митрополия).

·       Благотворительность (вне контекста волонтерства) встречается в проектах молодежи таких стран, митрополий и епархий, как: Саратовская (одноименная митрополия), Владивостокская (Приморская митрополия), Выксунская (Нижегородская митрополия), Нижегородская (одноименная митрополия), Украина (Харьковская).

·       Военно-патриотические, спортивные и туристические программы развиты в странах, митрополиях и епархиях: Борисоглебская (Воронежская митрополия), Выксунская (Нижегородская митрополия), Екатеринбургская (одноименная митрополия), Кемеровская (Кузбасская митрополия), Курганская (одноименная митрополия), Украина (Северодонецкая), Таджикистан.

·       Благоустройством, восстановлением храмов увлечена молодежь нескольких митрополий и епархий России: Александровская (Владимирская митрополия), Брянская (одноименная митрополия), Ейская (Кубанская митрополия), Рыбинская (Ярославская митрополия), Челябинская (одноименная митрополия).

·       Миссионерские проекты² в 2020 году были реализованы молодежью епархий: Златоустовская (Челябинская митрополия) и Ростовская-на-Дону (Донская митрополия).

Проведенный исследовательской группой портала «Приходы» мониторинг дает возможность не только увидеть, чем живет православная молодежь сегодня, но запустить между епархиями обмен мнений и практик в сфере организации молодежной работы. Также систематизация проектов по темам и территориям позволяет выявить епархии, в которых за последние десять лет качественно изменились подходы в молодежном служении. Подтверждает этот тезис ситуация, в которой оказалась Русская Православная Церковь в 2020 году. Если в условиях принудительного закрытия храмов или ограничения присутствия прихожан на богослужениях удалось реализовать молодежные проекты (и здесь важно подчеркнуть – не только волонтерские), то у данной епархии сформировано сообщество православных молодых граждан, способных объединиться в совместной деятельности вне внешних угроз и образовавшихся кризисов.

Евгения ЖУКОВСКАЯ,
кандидат социологических наук

авторский коллектив редакции портала «Приходы»

_______

¹ Указ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 4 февраля 2021 года.

² В этом блоке необходимо важное уточнение. Миссионерские поездки – традиционно одна из самых любимых летних форм молодежной активности в Русской Церкви. Однако в 2020 году из-за пандемии новой коронавирусной инфекции подобные проекты были на всем пространстве Московского Патриархата невозможны. За исключением локальных территорий, как правило, внутри одного региона.


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.