Как помочь помогающему. Православный взгляд
Как помочь помогающему. Православный взгляд

Как помочь помогающему. Православный взгляд

29.01.2021

В условиях пандемии коронавируса главный удар принимают на себя люди «помогающих» профессий — врачи, медицинский персонал, волонтеры, психологи, педагоги, священники. О том, как справляться с психологическим неблагополучием и профессиональным выгоранием, рассказывает православный психолог Николай Соколов.

Как ни странно, из всего многообразия информационных советов и рекомендаций я встретил всего две-три публикации на тему профилактики психологического неблагополучия и профессионального выгорания среди специалистов «помогающих» профессий в условиях коронавирусной пандемии.

Недавно ведущие ученые из НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского провели аналитический обзор психологических состояний медицинских работников в период различных эпидемий, включая Covid-19. Результаты этого исследования заставляют серьезно задуматься о неотложных мерах психологической поддержки тем, кто сейчас на «передовой».

Около 61% опрошенных сотрудников испытывают крайнее эмоциональное истощение; 23% имеют выраженные симптомы депрессии; 25% — повышенный уровень тревоги; у каждого десятого исследуемого отмечены суицидальные мысли.

Существуют три основные причины психологического беспокойства:

1. Я могу заболеть и умереть;
2. Могут заболеть и умереть мои близкие и родные;
3. Я могу потерять работу и остаться без средств к существованию.

Как же остаться жизнестойким к внешним воздействиям и сохранить психологическое равновесие?

Известно, что на устойчивость человека к неблагоприятным или экстремальным условиям влияют три фактора: защита, пространство, опора.

Защита

Потребность в защите — базовая для человека. Вспомните беспомощного младенца, который безутешно плачет пока не согреется в объятиях матери. Протектором могут стать теплые и доверительные отношения со своими близкими, семьей, коллегами, руководством, а для верующих людей — и отношения с Богом. А мостиком к реальному ощущению защиты в жизни может стать молитва.

Например, при тревожных мыслях можно положить себе на сердце слова из 26 псалма: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель жизни моей, от кого устрашуся?».

Или укреплять себя примерами из житий святых. Оптинский старец схиигумен Антоний говорил, что «душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией».

Пространство

В условиях вынужденных ограничений человек лишается своего привычного пространства. Ограничивается в передвижениях, путешествиях, привыкает жить в новых условиях. Но важно уметь создавать для себя безопасное и комфортное пространство. Для этого необходимо: хорошо высыпаться, полноценно питаться, больше гулять, повысить физическую активность и ограничить негативный информационный поток.

Важно признать для себя: я не могу контролировать все события в своей жизни. Есть ситуации, которые находятся вне моей власти. И тогда мы сможем уменьшить свою тревогу, делая, что должно, в остальном полагаясь на Бога.

Еще одним шагом для спокойного пребывания в социуме может стать конфронтация со своим страхом. Можно попробовать посмотреть в глаза страху, представить вероятный наихудший сценарий развития событий, например, болезнь или смерть. Конфронтация со страхом через осознанное принятие риска — существенное переживание, которое помогает человеку оставаться открытым среде и обществу. Способствует развитию человека, как личности. Более того, столкновение со смертью и наличие психологической готовности принять ее станет мощным триггером для переоценки жизни и духовного роста, а в конечном счете — для укрепления жизнестойкости человека.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что «подготовку людей к критической ситуации следует начинать, когда кризиса еще нет». Тогда человек сможет встретить испытание, болезнь, смерть мужественно и со смирением. Если же человек будет фокусировать внимание только на благополучии своего биологического и физического существования, то так и не начнет жить нормальной, полноценной жизнью.

Важно «воспитывать способность встречать страдание мужественно, храбро, относясь к страданию как к школе, как к возможности вырасти во весь рост того, что составляет подлинную меру Человека. Иначе мы никогда не найдем покоя, потому что страх страдания всегда будет больше, чем непрочная безопасность текущего момента. Страдание, болезнь, любой кризис может случиться неожиданно в любой момент, и если у нас нет защиты от них, они нас раздавят».

Мне кажется, что в таком подходе заключается смысл выработки психологического иммунитета к страху болезни и смерти.

Опора

В условиях пандемии чувство неуверенности перед завтрашним днем может усиливаться и даже перерасти в ужас, если у человека нет экзистенциальной опоры. И в этом случае конструктивными будут вопросы к себе, возвращающие человека в реальность и оценивающие характер угроз и их последствия.

Например:

Что может произойти, если я заболею? Какие будут последствия? Почему это так тяжело? Что я стану делать, если эти последствия действительно наступят?

Эти вопросы позволяют взглянуть в глаза угрозе и найти ту опору, которая поможет выстоять в трудных условиях. А способность выстоять означает, что человек не пассивен и учится брать жизнь в свои руки даже в очень тяжелых обстоятельствах.

Из опыта людей, прошедших концентрационные лагеря, тюрьмы, госпитали, мы знаем, что человек в состоянии выдержать гораздо больше, чем сам того ожидает, если имеет внутреннюю опору. И даже в конце борьбы, если смерть неизбежна, критическая ситуация дает начало процессу глубокого переживания и создаются условия, подвигающие к молитве. Когда наступает отчаяние, глаза поднимаются к небу: «Господи, помоги!». И появляется надежда на «возможность невозможного». Перед человеком открываются горизонты последней надежды и возможность даже в случае умирания увидеть и принять незыблемую опору в Боге.

Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей сказал: «Опора на Господа, вера в Бога, молитва о ниспослании благодати являются непременным условием подлинного преодоления людьми тех проблем, которые перед ними возникают. Сопрягая духовное с материальным, человеческий разум — с силой веры, привлекая молитву и благодать Божию, мы сможем укрепить Божественной силой свои человеческие силы и получить возможность справляться с теми проблемами, которые кажутся неразрешимыми, но которые человек способен преодолеть, оплодотворяя свой разум и силу Божественной благодатью».

Николай Соколов, психолог

В основе материала публикация сайта Новосибирской митрополии

Фото: https://healthcareinamerica.us/


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.