Вступление в общение с уклонившимися в раскол осуждается канонами Святой Церкви
15.10.2018
15 октября 2018 года в Минске состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Одним из главных вопросов, обсуждаемых членами этого высшего органа церковного управления, стали антиканонические действия Константинопольского Патриархата. В ответ на них синодалы приняли решение о прекращении Евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проинформирует об этом всех Собратьев-Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Позиция Русской Православной Церкви продиктована угрозой разрушения единства мирового Православия. Священный Синод призывает православных христиан к совместному поиску путей выхода из создавшейся тяжёлой ситуации.
«С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата», – говорится в заявлении Синода в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви.
Также подчеркивается, что «эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса».
В заявлении указывается на канон, исключающий возможность церковного общения с теми, кто вносит замешательство в церковный чин: «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлучёнными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11)». При этом «решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлучённого от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению».
Члены Священного Синода напомнили о событиях почти тридцатилетней давности, в результате которых бывший митрополит Филарет (Денисенко) был смещён с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении. Это произошло в Харькове 27 мая 1992 года решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви после невыполнение клятвенно данных М.Денисенко перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний. Постановление Харьковского Собора впоследствии были подтверждены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 11 июня 1992 года. Тогда же Филарет Денисенко был извержен из сана, лишен всех степеней священства по следующим обвинениям: «Жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1. 7-8; Апостольское правило 27); внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18. 7; I Вселенского Собора правило 3, VI Вселенского Собора правило 5); клятвопреступление (Апостольское правило 25); публичная клевета и хула на Архиерейский Собор (II Вселенского Собора правило 6); совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (Апостольское правило 28); учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15)». Все рукоположения, совершённые Филаретом в запрещённом состоянии с 27 мая 1992 года, и наложенные им прещения были признаны недействительными.
В течение пяти лет священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно призывало его к покаянию, но «после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность, в том числе и в пределах иных Поместных Церквей». В результате «Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года он был предан анафеме».
«Означенные решения были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской Церковью. В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 года в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решённое о вышесказанном»», – говорится в заявлении от 15 октября 2018 года.
Также, в письме Святейшего Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Филарета Денисенко, говорилось, что Предстоятель Константинопольской Церкви уведомил о деянии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви иерархов своего Патриархата и просил их «впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».
«Ныне, спустя более двух десятилетий, Константинопольский Патриархат по политическим мотивам изменил свою позицию, – говорится в минском заявлении Синода. – В своём решении оправдать лидеров раскола и «узаконить» их иерархию Священный Синод Константинопольской Церкви ссылается на несуществующие «канонические привилегии Константинопольского Патриарха принимать апелляции архиереев и клириков из всех автокефальных Церквей». Эти претензии в том виде, в каком они ныне Константинопольским Патриархом осуществляются, никогда не имели поддержки полноты Православной Церкви».
Подчеркивается, что «они лишены оснований в священных канонах и прямо противоречат, в частности, 15 правилу Антиохийского Собора: «Если какой-нибудь епископ… судим будет от всех епископов той области, и все они согласно произнесут ему единый приговор, — таковой другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым». Они также опровергаются практикой решений Святых Вселенских и Поместных Соборов и толкованиями авторитетных канонистов византийского и нового времени.
В заявлении Священного Синода даются ссылки на пояснения церковных канонистов относительно «права» Константинопольского Патриарха быть судьей «над всеми митрополитами». Так, Иоанн Зонара пишет: «Константинопольский [Патриарх] признаётся судьёй не вообще над всеми митрополитами, но только над подчинёнными ему. Ибо ни митрополиты Сирии, ни палестинские, ни финикийские, ни египетские не привлекаются помимо воли на его суд, но сирийские подлежат суждению Антиохийского Патриарха, палестинские — Иерусалимского, а египетские судятся Александрийским, которым они рукополагаются и которому подчинены».
Кроме того, о невозможности принятия в общение осуждённого в иной Поместной Церкви говорит 116 (118) правило Карфагенского Собора: «Кто, быв отлучен от общения церковного… прокрадется в заморские страны, дабы принятым быть в общение, тот подвергнется извержению из клира». О том же содержится и в каноническом послании Собора к Папе Келестину: «Те, которые в своей епархии отлучены от общения, да не явятся восприемлемыми в общение твоею святынею… Какие бы ни возникли дела, они должны оканчиваемы быть в своих местах».
Преподобный Никодим Святогорец в своём «Пидалионе», который является авторитетным источником церковно-канонического права Константинопольской Церкви, толкует 9-е правило IV Вселенского Собора, отвергая ложное мнение о праве Константинополя на рассмотрение апелляций из других Церквей: «Константинопольский Предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других Патриархов, и это правило не дало ему права принимать апелляции по любому делу во Вселенской Церкви...». Перечисляя целый ряд аргументов в пользу этого толкования, ссылаясь на практику решений Вселенских Соборов, преподобный Никодим делает вывод: «В настоящее время... Константинопольский Предстоятель есть первый, единственный и последний судья над подчиненными ему митрополитами — но не над теми, которые подчиняются остальным Патриархам. Ибо, как мы сказали, последний и всеобщий судья всех Патриархов – это Вселенский Собор и никто другой».
«Из вышесказанного следует, что Синод Константинопольской Церкви не имеет канонических прав для отмены судебных решений, вынесенных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви», – говорится в заявлении.
Редакция портала "Приходы"
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
Яндекс-деньги: 41001232468041 | |
Webmoney: R287462773558 | |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.