При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Штрихи к социологическому портрету женщины в Церкви

08.03.2018

326565.jpg

Еще сто лет назад женщина в Русской Церкви могла быть только прихожанкой, монахиней, благотворительницей. Что изменилось с тех пор, и как это помогло Церкви выстоять в гонениях и развивать свое служение сейчас? Об этом – в статье кандидата социологических наук Евгении ЖУКОВСКОЙ.

 

Приступая к рассмотрению темы, начнем с показателей, свидетельствующих об активности православной женщины сегодня. Информационно-просветительских интернет-портал «Приходы» в содружестве с социологической исследовательской службой «Среда» в 2017 году провел два интернет-опроса. Результаты одного из них, посвященного совмещению клириками священного служения с выполнением светской работы, показывают, что эта тема больше интересна женщинам, чем мужчинам. В нем приняли участие около тысячи человек: 55,7% женщин и 44,3% – мужчин. Больше половины респондентов имеют высшее образование (50,7%, а 8,2% – с учёной степенью), причем 32% – от 41 до 50 лет, около 26% – от 31 до 40 лет, 20,3% – от 51 до 60 лет, 9,5% – от 61 до 70 лет, 5,3% – от 18 до 25 лет, 5,6% – от 26 до 30 лет, 1,3% – старше 70 лет. Получается, что считают для себя возможным рассуждать о священнослужении преимущественно женщины среднего возраста как минимум с высшим образованием, проживающие в городах. Интересно, что 62,3% респондентов часто общаются со священником, 8,2% делают это по большим праздникам, 10,5% ходят в храм, но со священником не общаются, 6,1% хоть редко и бывают в храме, но всегда стараются попасть на исповедь или побеседовать со священником.

1.png

Сегодня в Русской Православной Церкви в большинстве приходских общин среди молящихся женщины составляют основную часть. Немало из них трудится в церковных учреждениях: приходах, благочиниях, епархиях, в синодальных подразделениях. В 2013 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви рекомендовал открывать в крупных приходах и благочиниях вакансии помощников настоятелей и благочинных по четырем направлениям – социальному, молодежному, миссионерскому, религиозного образования и катехизации. В настоящее время, согласно статистике, собираемой Управлением делами Московской Патриархии, в штат таких сотрудников при благочиниях по всей России входит 5411 человек. Из них на должности помощника благочинного числятся почти две тысячи женщин: 1987 мирянок по состоянию на начало 2018 года организуют деятельность, предполагающую церковную заботу о милосердии, просвещении, наставлении молодых, катехизации.

2.png

Давайте посмотрим, в каких областях из четырех вышеперечисленных женщины находят себя как церковных специалисты. На первом месте – социальное служение, эти вакансии занимают 708 мирянок. На втором месте – сфера религиозного образования и катехизации, здесь в должности помощника благочинного трудится 589 человек. На третьем месте – работа с молодежью, в этом служении задействовано 418 девушек и женщин. На четвертом месте – миссионерство, им занимается 272 помощницы благочинных. В единичных случаях мирянка совмещает две должности: например, по молодежной работе и миссионерскому служению; или по религиозному образованию и молодежной работе. Распределение женщин по категориям видится логичным, поскольку именно в социальном служении подчас женщины находят себя, участвуя в различных сестричествах милосердия. Так же дела обстоят с религиозным образованием и катехизацией, ведь руководители воскресных школ, учителя – это чаще женщины. Неудивительно, что миссионерским деланием представительницы прекрасного пола занимаются в разы реже. Испокон веков это был тяжелый мужской труд, кроме того, миссия во многом совмещается с богослужебной жизнью, за которую в Церкви ответственны мужчины.

3.png

Статистические материалы, предоставляемые епархиями в Управление делами Московской Патриархии, позволяют определить конкретные цифры только по должностям помощников благочинных. Однако из опыта церковной жизни известно, что женщины сегодня трудятся в церковных хорах, а также чтецами, помогают в финансово-хозяйственной сфере в качестве старост, казначеев, бухгалтеров, смотрительниц церковных лавок. Благодаря их стараниям в храмах и монастырях наводится порядок.

Но не многие помнят, что дозволение трудиться в храме женщины, по историческим меркам, получили не так давно: на Поместном Соборе 1917-1918 гг., столетие открытия которого мы отмечали торжественно в прошлом году. В начале XX столетия женщины стремились доказать свою самостоятельность. Все чаще они уходили из деревень в города, где были вынуждены без мужской помощи искать себе средства на пропитание. Нередко для этого требовалось образование, позволяющее женщинам заниматься интеллектуальным трудом (устраиваться учителями, наставницами, секретарями, стенографистками). Наблюдался и обратный процесс, когда просвещенные женщины ехали в деревню, чтобы поднимать там уровень образования. Впрочем, все чаще в среде этих целеустремленных женщин звучали антирелигиозные, нигилистские идеи. Порой они даже выступали против семейных ценностей, материнства и веры в Бога.

В ответ на растущую эмансипацию женщин Церковь в начале XX века, в рамках Предсоборного Присутствия, а затем и на Всероссийском Соборе 1917-1918 годов, высказала свое мнение о признании прав женщин. Так, будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) в 1906 году в проповедях отмечал «важность привлечения женщин для сохранения православия и нравственности в народе». А участник Поместного Собора протоиерей Иаков Галахов, делавший доклад об участии женщин в соборной жизни Церкви, подчеркивал: «Церковь должна была бы призвать Божие благословение на успех в подобном стремлении женщины-человека отвоевать себе независимость».

Более того, он полагал, что женщина устремилась к нигилистским воззрениям из-за того, что в Церкви у нее фактически не было прав: «…Женщине в Церкви не было дано надлежащего места… Безгласная и бесправная в Церкви, что она могла до сих пор сделать? Как она могла противодействовать этому злу?»

На Соборе шла острая полемика о том, можно ли женщину привлекать к помощи за богослужением: разрешить женщинам читать, петь, убираться в храмах. Причем в качестве положительного примера участия женщины в церковном служении приводился опыт старообрядцев, которые издавна, оценив значение женщины для церковной жизни, ставили их убирать храмы, в том числе алтари, а также дозволяли читать на службах.

Участие женщины в хозяйственной деятельности так детально обсуждалось на Соборе еще и потому, что с ним увязывался вопрос наделения прихожанок правом решающего голоса на приходском собрании, а также возможность поставления их на должности старост храмов.

По итогам многочисленных дискуссий и доработок текста постановления Всецерковный Собор 1917-1918 годов определил привлекать женщин «к деятельному участию на разных поприщах церковного служения». Отныне женщинам было дозволено состоять в приходских собраниях и советах и занимать должности церковных старост. Они также получили «право участия в благочиннических и епархиальных собраниях». Кроме того, женщины теперь могли «занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных». Помимо того Собор разрешил женщинам «исполнять должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир».

По преодолении ХХ века мы знаем, насколько данные решения были своевременны и важны. Более того, во многом именно они сохранили Церковь для нас, граждан XXI столетия. Женщины на своих плечах вынесли тяготы церковного лишения, оскудения приходских общин. Они в советские годы были первыми помощницами архипастырей и пастырей: читали, пели, убирались, экономили – сохраняли то, что не отняли.

Был и еще один аспект служения женщины в Церкви: некоторые становились женами священнослужителей. И это, безусловно, особый путь церковного служения, заслуживающий самого подробного анализа и отдельного внимательного исследования.

Чтобы рассказать нашим современникам об этом непростом служении информационно-просветительский интернет-портал «Приходы» в 2014-м, 2016-м и 2017 гг. проводил конкурс «Матушка года». Мы собираем рассказы и фотографии о тех женах священников, которые живут на всем пространстве Русской Православной Церкви. Собраны многомерные портреты 72 героинь, наших современниц, из России, Украины, Белоруссии. О том, какие женщины несут подвиг жены священника, узнали десятки тысяч пользователей социальных сетей, и это не считая тех читателей портала, которые не голосовали в конкурсе за матушек. Важно, что не редакция сайта предлагает кандидатур на конкурс, а сами люди, наши прихожане, выкладывают фотографии и рассказы о женщинах в Церкви. Конкурс «Матушка года» – повод показать душевную красоту супруг священнослужителей, увидеть и запечатлеть проявления женского призвания быть счастливой женой и матерью.

Но многие жены священников не замыкаются на охранении домашнего очага, а ведут обширную общественную работу. Они создают социальные центры, благотворительные фонды, просветительские проекты. В качестве примера достаточно назвать Анну Юрьевну Кузнецову, жену священнослужителя, мать пятерых детей, занимающую федеральную должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Во многих епархиях жены священников объединяются в женсоветы и женские организации, становятся активными членами региональных отделений Союза православных женщин.

Особняком среди всех тех женщин, занятых сегодня в церковном служении, стоят те, кто избрал иноческий путь в земной жизни. Сегодня в Русской Православной Церкви 482 женских монастыря, на двадцать больше, чем мужских. Монастыри совмещают в себе небесное и земное, совмещая порой молитву с социальным служением. Особенно при женских монастырях нередки приюты для сирот или обездоленных.

При знакомстве с общими чертами социологического портрета женщины в церковной жизни нельзя не заметить еще один тип православных женщин, деятельно участвующих в укреплении Церкви. Это благотворительницы, направляющие на строительство храмов, ту же социальную, молодежную, миссионерскую, катехизическую работу немалые финансовые средства. Они могут их зарабатывать сами, а могут умягчать сердца своих спутников жизни, убеждая в важности созидания Града Небесного через поддержку Отечества земного.

Нельзя не упомянуть также о тех женщинах, которые посвятили себя церковному служению через применение своих навыков и умений в административной работе Церкви. В синодальных учреждениях и епархиальных управлениях на позициях специалистов и руководителей подразделений трудится сонм мирянок. Их ежедневный интеллектуальный вклад в развитие церковного служения в современном мире стороннему наблюдателю незаметен, но тот объем работы, который женщины выполняют, однозначно можно назвать продолжением трудов жен-мироносиц и святых равноапостольных жен. Там, где священнослужителю не всегда удобно пройти в силу предвзятого отношения светских лиц, дорогу в социальное пространство прокладывает именно женщина. У нее для этого есть все необходимое: умение вычленять в глобальных процессах внутренние нюансы, способность налаживать эффективную коммуникацию. Призвание женщины – это отношения, и подчас именно ей удается помочь мужчинам наладить диалог с теми, кто не готов к нему. В светском мире такая работа высоко ценится, есть даже специальный термин – медиатор. Женщина в Церкви – это и есть человек-«медиатор». В мире социализированных мужчин она становится как бы профессиональным посредником, выступающим третьей стороной при разрешении спора. Она помогает оппонентам достигнуть соглашения. Кроме того, она раскрывает иной угол зрения на решение той или иной проблемы, о котором мужчины могли и вовсе не подозревать.

Церковь вчера, сегодня и во веки та же. Но Церковь – это люди, и поэтому ей невозможно быть несовременной. Мы видим, как растет социальная роль женщины в сложном обществе; изменяется она и в Церкви. Признавая непререкаемое доминирование мужчин в Церкви, мы становимся проводниками их идей, входим в принципиально иные взаимоотношения с ними. При том, что женщина не претендует на исполнение сакральных функций – совершение богослужений и вхождение в иерархию священнослужителей, ее в Церкви можно назвать со-трудницей и со-служивцем мужчин в решении социальных задач, продвижении евангельских заповедей, миссионерском делании.

Мы с вами живем в интересное время, когда рука об руку мужчины и женщины проповедуют Слово Божие и возвещают всему миру о Христе, ради нашего спасения пришедшем в мир, страдавшем, погребенном и воскресшем в третий день. И каждого из нас купившем Дорогою Ценою. Зная об этом, будем нести свои послушания с рассудительностью, достоинством и радостью о Христе Воскресшем.

 

Евгения ЖУКОВСКАЯ,
кандидат социологических наук

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Возврат к списку