Патриарх. Цитаты девяти лет
01.02.2018
Сегодня исполнилось девять лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, положившей начало пути его Предстоятельского служения. Попробуем проследить этот путь, руководствуясь, как верстовыми столбами, словами Патриарха о прошлом, настоящем и будущем, сказанными в разное время и в разных обстоятельствах.
Первый год
На благодарственном молебне в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля на следующий день после интронизации:
Ни одно Первосвятительство и ни одно Патриаршество не было легким и удобным: Господь воздвизает в то или иное время людей как на Первосвятительский престол, так и на престолы святительские, чтобы они были готовы к принятию трудностей именно их времени…
Человеческая память не может удержать долгого исторического периода — мы знаем историю по книгам. Для Бога же нет истории, для Него нет прошедшего, настоящего и будущего. Бог вне человеческой истории и вне времени, для Него наши предшественники, мы сами и те, кто будет после нас — это все Его народ, Его паства, которую Он через немощные человеческие усилия ведет по Промыслу Своему. История нас многому учит, но не дает полного ведения, и лишь только в молитве, вспоминая подвиг предшествовавших нам Первосвятителей и святителей, мы можем сердцем, а не только умом, соприкоснуться с их опытом, благочестием, с их подвигом жизни.
***
На встрече со студентами 17 вузов в Универсальном спортивно-зрелищном комплексе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма:
Я не вижу другого пути для духовного возрождения нашего народа, кроме как перевести религиозный фактор исключительно из сферы фольклора, культуры в сферу реальных размышлений, в сферу реального творчества, чтобы религиозные истины помогали человеку справляться, в том числе и с кризисными явлениями, которые существуют в современной цивилизации и которые наверняка не исчезнут из этой цивилизации с окончанием текущего экономического кризиса. Другими словами, сегодня, чтобы сохранить себя, свою страну, свою культурную самобытность, чтобы нас не раздавил информационный поток, мы должны научиться сопрягать свои убеждения с реальностью.
***
После Божественной литургии на Бутовском полигоне:
На одном только Бутовском полигоне святых мучеников находится больше, чем во всех святцах всех Поместных Православных Церквей. Если мы вдумаемся в эту цифру, то поймем, что означал подвиг Русской Церкви в XX веке. Мы знаем, что в политической терминологии используется слово «геноцид». Это страшное слово, под этим словом подразумевается истребление народа. Мы никогда не применяли этого слова по отношению к Церкви, но если говорить о страданиях Русской Православной Церкви, используя это светское слово, то оно в полной мере отразит сущность того, что произошло. Церковь была физически почти уничтожена. Это было проявление человеческой злобы, несправедливости, это было торжество дьявола.
***
На встрече Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей в Тронном зале Константинопольской Патриархии:
Поистине, во Христе Иисусе все мы, сподобившиеся Единого Духа усыновления, иерархи и миряне, греки и славяне и прочие православные народы, мужеский пол и женский — все соединены друг с другом нашим общим усыновлением Богу, к Которому единодушно взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8. 15). Единство Вселенской Церкви проявляется в общении Поместных Церквей. Все они связаны между собою союзом любви.
***
Послание в связи с принесением в Россию чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»:
Глубоко чтимая и известная во многих списках как в России, так и в русском зарубежье, Курская Коренная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» стала символом упования на духовное возрождение России и залогом твердости веры и молитвенного единства всех православных христиан русской традиции.
При благодатной помощи Пресвятой Владычицы нашей Богородицы по молитвам всех русских людей два года назад, 17 мая 2007 года, произошло великое событие: был подписан «Акт о каноническом общении», положивший конец многолетнему разделению и знаменующий собой новую эпоху бытия русского народа. Закономерным следствием этого стало нынешнее торжество принесения в пределы нашего Отечества Курской Коренной иконы Пресвятой Богородицы. Спустя 90 лет чудотворный образ вновь благословляет Курскую землю: вновь совершается чудо возвращения святой иконы на место своего явления. Крестный ход, что прежде ежегодно совершался от Знаменского монастыря в Курске до Рождественско-Богородицкой пустыни, ныне протянулся от Нью-Йорка через престольный град Москву и через всю Россию к возрождающейся Курской Коренной обители, объединяя православных людей по всему миру.
Второй год
После литургии в московском храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках:
Самым тонким приемником, который воспринимает Божию благодать, является человеческое сердце. Но у кого-то сердце недостаточно настроено, чтобы принимать эту благодатную волну, исходящую от Бога. Только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). А люди, оскверняющие свою жизнь грехами, имеют сердце, невосприимчивое к действию Божественной благодати. Таким людям нужны доказательства — доказательства бытия Божия, доказательства присутствия силы Божией в человеческой жизни. И Господь снисходит к нашей немощи и дарует нам чудотворные иконы, мироточивые мощи, которые становятся видимыми знаками Его присутствия.
***
На литургии в Архангельском соборе Московского Кремля:
Сегодня на наших дорогах и улицах погибает такое количество людей, которое соизмеримо с потерями в войнах. Погибают люди в расцвете сил, наиболее активная часть нашего населения; погибают пешеходы, престарелые люди, дети…
Это обратная сторона греховности нашей цивилизации. Мы создаем машины, мы становимся мощными и сильными, но у нас не хватает ни разума, ни нравственного чувства с ответственностью относиться к той силе, которую человек получает в свои руки. Когда пьяный водитель сбивает на пешеходном перекрестке детей — что это, как не бездна человеческой безответственности? Конечно, дорожно-транспортные происшествия нередко имеют объективные, технические причины: плохие дороги, не всегда исправные транспортные средства. Но в основном — тот самый человеческий фактор, который чаще всего и толкает человека на преступление за рулем, потому что нет сильного нравственного чувства и ответственности.
***
На открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров:
Для того, чтобы решить стоящие перед нами огромные миссионерские задачи, необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий — иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция, которая несет особую ответственность за все случившееся в нашей стране, — а потому православная, воцерковленная интеллигенция сегодня должна активно включаться в эту общую миссионерскую работу.
Задачи ясны: нужно, чтобы вера, которая часто присутствует в сердце даже невоцерковленных людей, становилась очень сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, их мировоззрение. Ведь очень часто бывает так, что люди, по убеждениям верующие, живут так, будто никакой веры не существует, и становятся легкой добычей разрушительных языческих соблазнов, которые сегодня обрушиваются не только на наш народ, но и на весь род человеческий. Вера должна в первую очередь вооружить человека критерием определения добра и зла, способностью отличать правду Божию от бесовской лжи; вера должна реально помогать человеку находить свое место в общественном пространстве, выбирать жизненные приоритеты, строить свою жизнь.
***
После молебна в День народного единства:
Как вообще возникает единство? Оно возникает тогда, когда перед людьми стоят общие цели, когда этих целей не достичь в одиночку. Вот тогда люди и объединяются. Для решения небольших целей создаются небольшие коллективы, а для решения глобальных, огромных целей должна объединиться страна, должны объединиться народы.
Так и произошло — и в то время, когда страна наша сбрасывала иго иноземных захватчиков, завершая тем самым эпоху Смутного времени; и тогда, когда народы, объединившись, освободили в 1945 году мир от страшной угрозы. Сегодня Отечество наше тоже нуждается в единстве народа и в способности людей к солидарному действию. Самые замечательные проекты, самые замечательные идеи и самые правильные законы неспособны объединить людей. Нужна идея, понятная и доходчивая для всех, захватывающая каждого человека, чтобы ради достижения этой идеи мы протягивали друг другу руки, чтобы ради достижения этих идей преодолевались все наши человеческие противоречия — культурные, национальные, религиозные, мировоззренческие.
***
Во время визита в Южно-Сахалинскую епархию:
Когда мы вместе собираемся для молитвы, мы развиваем огромную духовную энергию, несоизмеримую с энергией отдельно взятого человека. Вот почему нужно молиться вместе. Ведь каждый знает, что молиться трудно. Сосредоточился — одно мгновение, минуту, две, а потом внимание рассредоточивается, силы ослабевают, человек стоит, но не напрягает своих чувств и воли в молитве. Но когда мы все вместе, то если один ослаб, другой в это время молится. И чем больше людей молится, тем больше силы духовной возносится к Божественному престолу.
Храмы Божии — это действительно место, где концентрируется духовная энергия людей. Мы получаем от Бога просимое, мы приходим к Нему с нашими радостями, но чаще с нашими скорбями, с нашими просьбами. Господь не каждую просьбу удовлетворяет и не каждую молитву слышит, потому что то, что нам иногда кажется важным, на самом деле не является таковым пред лицом Божиим. Бог точно знает, что нам нужно. Он знает, через какие радости и скорби нам нужно пройти, но Он никогда не возлагает на нас креста не по силам. Вот для несения этого креста и нужна молитва, чтобы человек не роптал, не терял терпения, сохранял мужество и спокойствие, сохранял свое сердце способным любить и излучать добро.
***
После богослужения в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска:
Совершенно особое чувство посещает человека, который прибывает на землю, отдаленную тысячами километров от того места, где он живет. Но тем более особое чувство посещает каждого россиянина, когда он приезжает на русский Дальний Восток, пересекая несколько часовых поясов, тысячи километров, — и оказывается не где-то в заморской стране, а у себя дома, в своей родной стране. Когда взираешь на эту огромную территорию, на это бескрайнее географическое пространство, то рождается много мыслей. И первая мысль — какой же духовной силой должны были обладать наши предки, чтобы без дорог, без навигации, без средств связи, без транспорта, без лекарств, а иногда и без еды и питья идти навстречу солнцу! Представьте себе, что вы в дремучем лесу и вам нужно идти навстречу солнцу, и рядом никого — одни только дикие звери, и неизвестно, что ждет там, на востоке... Но наши землепроходцы шли, движимые огромной внутренней силой, которую даже представить современному человеку тяжело.
…Сегодня мы неизмеримо богаче и сильнее наших предков. Но, наверное, нам не хватает силы духа. Если соотнести то, что мы делаем, с тем, что сделали они, они выиграют, какие бы коэффициенты ни выставлялись. Вот и получается, что для того чтобы жить в великой стране, нужно иметь великой силы дух. А если дух слабеет, то люди становятся недостойными своей великой державы.
Третий год
На заседании, посвященном 150-летию отмены крепостного права в России:
Тысячелетняя история России сформировала мощный духовно-культурный код нашего народа, который направляет образ жизни отдельного человека и всего общества. Несмотря на все перипетии XX века и на совершенно беспрецедентные попытки разрушить этот код, даже сегодня мы можем утверждать, что именно этот духовно-культурный код народа обеспечивает выживание общества, страны как самобытного, уникального явления в духовном и культурном смысле. Стержнем этого кода является, конечно, религиозная традиция: для большинства народа России это Православие, а для части граждан — другие традиционные религии: ислам, буддизм, иудаизм. Кроме того, и верующие других конфессий, в первую очередь принадлежащие к католической и протестантской традициям, вносили и вносят свой вклад в жизнь Отечества. Труды для блага страны предпринимают и люди, не исповедующие какую-либо веру. Этот код невозможно разрушить или вытравить. В мирное время он помогает отстраивать общественную жизнь, а в дни испытаний — преодолевать трудности и опасности.
***
После молебна в Большом соборе Донского монастыря Москвы:
Я много раз говорил, что казак — это не тот, кто носит казачью форму, а тот, что дух казачества содержит в себе. А этот дух неразрывно связан с православной верой — горячей сильной верой, с такой же горячей любовью к Родине, с готовностью защитить свой народ, свою страну. Казачество — это как монашество в миру. Не все ведь монахи живут в монастырях — есть и те, кто пребывает в миру, кто занимается своими делами: служит на приходах, занимается наукой, образованием, но остается при этом монахом. Вот так и казаки. Они ведь тоже в миру: живут со своими семьями, работают на разных работах, но в душе они должны оставаться казаками. И когда Родина или Церковь скажут, что нужна казачья доблесть и сила, они всегда должны быть готовы встать на защиту народа своего, Отечества своего.
***
В Киеве в преддверии 25-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС:
Что было бы, если бы тогда не нашлись люди, способные разделить с другими их горе, пожертвовать своим здоровьем и даже своей жизнью? «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). И тот самый пример чернобыльских ликвидаторов — трудно сказать, насколько они были близки к Церкви, но, несомненно, сама готовность жертвовать собой была не чем иным, как проявлением христианской природы этих людей.
Пусть Господь дарует нам силу любви, а значит, способность творить подвиг. А без подвига не может быть спасения. Потому и угодников Божиих мы называем «подвижники», то есть те, кто нес подвиг.
***
В день памяти великомученика Георгия Победоносца 6 мая:
…Мы должны делать разумные выводы из исторических событий. Никогда нельзя поверхностно оценивать то, что произошло в прошлом. Нужно всегда стремиться видеть руку Божию и в хорошем, и в плохом, помня, что суд Божий совершается над нами в каждый момент времени. Дай Бог, чтобы эта острота духовного зрения не притуплялась в нашем народе, чтобы мы сторонились греха, зла, неправды и помнили: какой бы силой ни поддерживались это зло и этот грех — будь то сила экономической власти, сила средств массовой информации, сила средств, убеждающих человека — вся эта сила ничто пред лицом Божиим, как перед копием Георгия в ничто обратился дракон, символизировавший злую силу, нападавшую на людей.
***
***
После освящения часовни на месте погребения святителя Иоасафа Белгородского:
Современный человек нуждается в молитве, может быть, сильнее, чем предшествующие поколения. Он нуждается в молитве именно потому, что ни с чем не сравнимое бурное развитие жизни оказывает на человеческую личность огромное разрушительное воздействие. Мы знаем, что человеческая психика, человеческий организм не справляются с современными перегрузками, и множество пороков, которые возникают в личной и общественной жизни, являются результатом тех болезней, что приносит сей век.
Именно для того, чтобы уравновесить обрушивающиеся на человека проблемы и конфликты внутренней духовной силой, и нужна помощь Божия. Человек вообще не может жить без Божией помощи. Но эта невозможность жить без благодатной помощи Божией становится особенно очевидной в наше время. И пусть место сие будет местом молитвы, где люди могли бы обретать внутреннюю силу, способную сбалансировать разнонаправленные воздействия окружающей среды на человеческую душу, на сознание, на волю.
***
После богослужения в храме равноапостольных Константина и Елены в городе Абакане (Республика Хакасия):
Господь, по слову апостола Павла, вручил нам служение примирения (2 Кор. 5:18). И мы сможем решить стоящие перед нами задачи исторической важности, если все мы будем объединены, если между нами будет как можно меньше конфликтов. Сегодня люди делятся по разным признакам ― по имущественному, национальному, партийному; но есть нечто, что должно объединять людей поверх всех этих признаков. И вера православная является таким общим домом для всех ― для правых и левых, для богатых и бедных, для власть имущих и безвластных, потому что в этом общем пространстве не только люди, но Сам Бог пребывает, и это родной дом для каждого человека. Вот почему Церковь никогда не включается в политический процесс, вот почему Церковь никогда не борется за политическую власть или экономическое могущество, — потому что каждый человек, вне зависимости от его взглядов, убеждений, национальности, вне зависимости от достатка, должен помнить, подходя к дверям храма, что здесь нет его врагов. Это то место, где весь народ объединяется. Поэтому очень важно, чтобы в христианской общине преодолевались наши человеческие разномыслия, разногласия, ссоры и вражда. Если причащаемся от одной Чаши, то должны иметь мудрость и силу быть братьями не только в храме перед лицом Божиим, но и в мятущемся и раздираемом противоречиями современном мире. Для того и храмы строим, и стараемся воспитывать наш народ.
Четвертый год
На открытии Международного фестиваля славянских народов «Славянское единство»:
Собираясь на этом месте, где граничат три славянских братских государства, особенно остро чувствуешь и духовно созерцаешь нашу историческую общность. Мы все от одного корня, более того, от одного ствола, ибо долгое время жили как один народ в одном государстве, будь то на заре истории Святой Руси, или будь то в более поздние времена. Но два народа одновременно развивались и самостоятельно, развивая и свою самобытную культуру, и свой язык, и свои навыки жизненные, свои образы мыслей и стиль поведения. И все это является красотой многообразия.
Три могучие ветви выросли из единого корня и из единого ствола. Но помнить мы должны, что не могут зеленеть ветви и тем более приносить плода, если они будут отрублены от этого единого ствола и от единого корня. Не может у наших народов начаться история, исчисляемая лишь только десятками лет. Эта история уходит вглубь и через исторический процесс, через историческое предание, через традицию передаются нам живительные токи, которыми и наполняется жизнь людей.
***
В Воскресенском храме в городе Хакодате — первой православной церкви в Стране восходящего солнца:
Святой равноапостольный Николай Японский помогает нам понять, при каких условиях люди другой культуры, другой нации, других обычаев принимают веру, которую исповедует православный человек. Это происходит, когда проповедник отождествляет себя с народом, к которому обращает свое слово, говорит с ним на том же языке, разделяет культуру, которая становится и его культурой, и — это самое главное условие — когда проповедник любит народ, к которому обращается.
Мы знаем, что святитель Николай Японский любил японский народ настолько, что даже во время тяжелых испытаний, связанных с русско-японской войной, оставался здесь, с японским народом, и японцы не воспринимали его как представителя враждебной нации, потому что он был их пастырем, жил их жизнью, разделял с ними испытания. Святой равноапостольный Николай, продолжая горячо любить свою Родину, любил также и Японию.
***
В Софийском университете культурного наследия:
Тенденция некой культурной стандартизации, возникновение в обществе упрощенных понятий о добре и зле, весьма своеобразная и односторонняя трактовка прав и свобод человека мало по малу создают некое прокрустово ложе для такой религиозной системы, которая не будет бросать никаких мировоззренческих и нравственных вызовов окружающему миру. И если религиозная система укладывается в это прокрустово ложе новой интеллектуальной и культурной среды, не связанной с национальными традициями, то религиозной системе никогда не будут аплодировать, ее никогда не будут превозносить, но не будут и дискредитировать. Она ни для кого не будет врагом — ее будут просто не видеть. А носители такой религиозной культуры будут благодарить всех, что их никто не обижает, никто не видит, никто не замечает.
Однако Церковь никогда не сможет пойти по этому пути, иначе она перестанет быть Церковью. Умрет национальная культура, если она потеряет свою самобытность. Поэтому Церковь, христианское послание не может уложиться в то прокрустово ложе, которое ей определяет современная секулярная культура и современная секулярная политическая мысль.
Пятый год
На празднике «В гостях у Патриарха в Переделкине»:
Я однажды спросил у одного долгожителя, которому почти 100 лет и который все еще сохраняет свои физические силы и трудится: «А чем Вы объясняете то, что так долго прожили?» Он ответил: «Вы знаете, я никогда ни на кого в жизни не сердился». Вот когда у человека мирно на сердце, у него и физическое здоровье крепкое. У этого человека добрые отношения с окружающими людьми, он становится счастливым и благополучным. А человек злой носит в себе диавольский огонь, который испепеляет и его самого, и окружающих его людей. Такие люди всю жизнь живут в несчастье, им всегда чего-то не хватает, они всегда завидуют соседям, они живут беспокойно, причиняя горе самим себе и окружающим.
Все, что я вам говорю, я говорю не от самого себя, а как бы от слова Божия. Нас Бог так научил. Он нас создал для того, чтобы мы были счастливыми. А для того, чтобы быть счастливыми, мы должны быть добрыми. Вот Он и учит нас быть добрыми. И если вы будете почаще вспоминать мои слова, особенно когда оказываетесь в конфликте с окружающими, то, может быть, мои слова помогут вам вовремя остановиться, не поднять руку на ближнего, не сказать злых слов, не осудить — и почувствовать, как хорошо, когда на сердце нет злобы.
Шестой год
После литургии в Соловецком монастыре:
Подлинное преображение личности есть такое развитие образа Божия в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу. Мы знаем, что совершенствование личности или даже общественных отношений, развитие науки, техники, искусства вовсе не обязательно ведет к преображению — прогресс может быть обращен во зло, знания человека могут нести смерть и разрушения. Знания человека могут использоваться силой диавольской, и мы знаем, в какой ад люди нередко превращают свою жизнь, в том числе опираясь на свои знания и опыт ― происходит не преображение, а духовный регресс.
А что же род человеческий, человеческое общество? Мы же хотим, чтобы оно становилось лучше. Обществу, в отличие от человека, не дано преобразиться по образу и подобию фаворского Преображения. Но разве безразлично для нас, какие отношения сегодня и завтра будут связывать граждан нашей страны и всей исторической Руси? Разве мы можем сказать, что забота о социальном благе лежит вне внимания Церкви? Конечно, нет. Церковь, зная, что́ есть подлинное Преображение, должна воздействовать на человеческое общество, чтобы каждый человек, в меру своих сил, достигал того преображения, которое просияло на горе Фавор; а тогда изменится и человеческое общество.
***
Во время встречи с родственниками сотрудников полиции и РЖД, погибших при попытке предотвращения теракта на вокзале Волгограда:
У меня семья по линии отца — из крестьян Поволжья, из Нижегородской губернии. У деда было семеро детей, а они взяли восьмого ребенка — девочку-сироту. Жили все вместе в простом деревенском доме. Я спрашивал деда: «Как же вы отважились взять сироту? Семь детей — и взяли еще и девочку?» Дед даже не понял, о чем речь, сказал только: «А как же можно иначе?» Больше двадцати лет дед провел в тюрьмах. Он защищал храм от закрытия, а в то время это очень сурово каралось. И когда его арестовывали во второй раз, бабушка и говорит: «Что же ты делаешь? На кого нас оставляешь? Семь своих детей, еще восьмую взял, теперь уходишь — а у нас ни кормильца, никого…» Это было трудное время — 1928 год, вскоре в Поволжье начался голод. И дед ответил: «Волос не упадет с головы ни у одного из вас, потому что я иду страдать не за себя, а за Христа». Всё так и получилось: все выжили, а эта девочка у нас долгожитель — теперь ей 96 лет, в Саранске живет.
Седьмой год
После освящения закладного камня в основание Спасского кафедрального собора Барнаула:
Мы с храмом связываем свою жизнь, жизнь своей семьи, воспитание детей, их духовное, культурное просвещение. С храмами мы связываем работу с молодежью и престарелыми людьми, активную социальную жизнь, как это всегда было на Руси. Из художественной литературы вы знаете, что даже деревенские храмы были центрами общественной и социальной жизни. У храма был и рынок, и сход, решались самые важные вопросы. И когда началась борьба с народом нашим, то началась она в первую очередь с разрушения храмов и этой общинной социальной жизни. Мы не будем сейчас говорить о тех больших скорбях, которые пришли в то время в нашу жизнь. Но сегодня, когда перед нами стоят большие проблемы, связанные, в первую очередь, с воспитанием молодежи, с преодолением преступности, коррупции, с изменением качества нашей жизни, с повышением личной, семейной и служебной ответственности каждого человека, строительство храмов становится очень актуальным. Их должно быть ровно столько, чтобы люди могли образовывать при этих храмах деятельные приходы, реальный социальный актив, который будет опорой нашего народа и государства. Именно поэтому мы сегодня строим храмы и призываем всех — и власти, в первую очередь, и представителей бизнеса, и всех людей, любящих Родину — откликаться на этот призыв...
***
На открытии Международной научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор»:
С празднования 1000-летия Крещения Руси началось духовное возрождение на территории исторической Руси, которое по своим масштабам не имеет аналогов в истории. По-разному можно оценивать 90-е, нулевые годы, но то, что за это время произошло в нашей стране в плане возрождения религии и Церкви, действительно не имеет прецедентов — никогда и нигде ничего подобного не происходило. Поэтому по крайней мере одну огромную победу мы, несомненно, одержали. Хотя было и много других, но эта победа имеет цивилизационный смысл и значение. Началось восстановление и строительство храмов, монастырей, духовных учебных заведений. Мы открывали по тысяче храмов в год, по три храма в день. Было открыто более 800 монастырей, более 50 духовных школ. Неслучайно эту эпоху называют «вторым крещением Руси».
Восьмой год
В интервью после посещения завода «Ямал СПГ» и морского порта в поселке Сабетта:
Я был в одном из стойбищ, где замечательная семья пасет трехтысячное стадо оленей. Священники должны доходить до этих яранг, до этих людей, должны их поддерживать, крестить, потому что очень многие желают покреститься, а возможности такой нет. Те, кто меня сопровождал, был свидетелями тому, как я задал вопрос, крещены ли дети и их родители. Мне ответили «нет», но люди готовы креститься. Вот на эту готовность нужно отвечать реальной пастырской работой.
***
После литии по погибшим шахтерам во время посещения Воркутинской епархии:
Человеческая жизнь в руках Божиих. Если не верить в бессмертие человеческой души, то наша жизнь является совершенно бессмысленным делом. Какая разница, умереть в 30 лет или в 80? Десятилетия — это лишь мгновения. Вот мне будет в этом году 70 лет. Я даже не заметил, как прожил эти годы. А если дальше ничего нет, зачем мы вообще тогда живем? Смысл жизни человек обретает только в вечности, и поэтому ваши близкие не умерли. Проникнитесь этим сознанием! Они не умерли, они живы! Мы скорбим, когда разлучаемся на время с нашими родными, близкими, которые куда-то уезжают. Вот и ваша скорбь должна иметь ту же самую природу — расставание до времени. А время до нашей встречи перед лицом вечности — это тоже мгновение.
Девятый год
На детском празднике «День православной книги»:
Сегодня наравне с книгой развиваются другие средства информации. Каждый из вас, наверное, владеет каким-то гаджетом, знает, что такое электронная информация. Многие чаще сидят у экрана компьютера или планшета, чем у книги, и может создаться впечатление, что книга устарела, что она не нужна. На самом деле это совсем не так. Есть различия между знанием и информацией. Когда мы используем электронные средства связи, мы получаем информацию, но эта информация в большинстве случаев не становится нашим знанием. Приведу пример: контрольную работу можно написать, опираясь на свои знания, а можно списать со шпаргалки. Со шпаргалки можно экзамен сдать. Вот так и электронные средства предоставляют информацию, которая не всегда становится знаниями.А книга — замечательный инструмент получения знаний. Над книгой можно задуматься, сосредоточиться. Взять в руки карандаш — не авторучку, а именно карандаш, — и сделать пометки на полях, что-то подчеркнуть, полистать страницы. Книга дает возможность полученную информацию перевести в знания. А знания — это хребет становления культуры человека. Вот почему необходимо уметь читать книгу, работать с ней и не откладывать в сторону, даже если есть другие источники информации.
***
На Ассамблее Межпарламентского союза:
Я убежден, что подлинная ценность закона раскрывается тогда, когда он опирается на нравственное чувство человека, когда требования права совпадают с голосом совести человека. Закон, теряющий связь с нравственной природой человека, не вызывает отклика в сердце и становится бесполезен или даже вреден для человеческого общества. Такой закон может начать охранять пороки и в конечном итоге привести к моральной деградации общества. Мы помним, как в прошлом веке в нашей стране пытались создать «нового человека», заменив нравственные нормы идеологической целесообразностью, облеченной в форму законов. К сожалению, идеи улучшения человека в соответствии с идеологией не умерли. И сегодня отрыв закона от морали приводит к тому, что — пожалуй, впервые в истории человечества — нормой закона признается то, что традиционно считалось нарушением нравственных установлений. А ведь это тоже результат признания универсальными идеологических ценностей, а не содержательной ценности нравственного базиса.
***
На открытии XХI Всемирного русского народного собора:Глобальные вызовы — будь то проблема лишних людей в век роботизации или разделение человечества с помощью биотехнологий — могут быть преодолены только в одном случае: при опоре на солидарность людей. И сегодня общество должно стремиться к тому солидарному идеалу, идеалу, очень близкому и понятному для христиан, где царит единство и братство, где люди считают друг друга братьями и сестрами… Кажется, стремление к такому идеалу не должно вызывать споров.
Но XXI век грозит подвергнуть сомнению даже те ценности, которые на протяжении столетий выглядели незыблемыми. …Ведь уже слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Не случайно идеология этого процесса носит название трансгуманизм — то есть существование по ту сторону человека, за пределами человечности.
Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно, потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете — в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории.***
В Каспийском институте морского и речного транспорта:
Удача — это абсолютно нерациональное понятие. Ни один ученый вам не скажет, что такое удача. Что такое удача, откуда она? Случайное стечение обстоятельств? Или такое еще слово есть — «повезло!» Куда повезло? Чем повезло? Мы употребляем эти слова, не задумываясь. А вот у верующего человека есть ответ, что такое «удача» и что такое «повезло». Это когда я делаю все, что я могу, а там — помощь Божия. Господь нам тоже помогает в узком диапазоне. Он не покрывает своей милостью и своей помощью всю нашу жизнь, но там, где не хватает наших сил или где возникает, как я уже сказал, экстремальная ситуация, там Его помощь.
Подборку подготовила Валентина ГОРОДНИЧЕВА
Иллюстрации Пресс-службы
Патриарха Московского и всея Руси
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
Яндекс-деньги: 41001232468041 | |
Webmoney: R287462773558 | |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.