
Живое общение с теми, кто ребенком пережил ужасы войны и победил жизнью смерть, вовлечение школьников в изучение военного пути своих земляков-ветеранов путем игр с пронзительной исторической подоплекой, разработка по инициативе Русской Православной Церкви интерактивных школьных уроков о событиях Великой Отечественной войны – все эти идеи сегодня уже являются не теорией, а практикой, которую реализуют простые граждане в городах, районах и селах России и Белоруссии. Как все это воплощается в жизнь, рассказали и показали участники Международного форума «Традиционные духовно-нравственные ценности Союзного Государства», который открылся 2 декабря 2025 года на площадке филиала Российского государственного социального университета в Минске. Форум организован Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».
Альбомы памяти
Есть дела, которые меняют людей, заставляя их вспоминать о том, кто они на самом деле есть – в перспективе истории своей страны, своего рода и народа. Практически каждое из таких начинаний, которые были продемонстрированы на площадке форума, не оставили участников равнодушными.
В числе таких проектов – «История моей семьи». Как рассказала один из его авторов Дарья Дубаневич, методист Минского областного института развития образования, начинание направлено на то, чтобы противостоять фальсификаторам истории Великой Отечественной войны – это касается и принижения роли Красной Армии в победе над Гитлером, и даже попыток оправдания немецкого нашествия и нацизма…
Все началось с «дембельского» альбома ее предка-фронтовика. «Меня это очень тронуло. Во вложенных в него материалах – это письма на фронт, фотографии, наградные листы – было отражено время, которое тяжело коснулось практически каждой семьи в нашей стране. И мы решили создавать такие вот альбомы сегодня с привлечением родственников ветеранов – участников войны», – рассказала она.

В свою очередь ее коллега и соратница по проекту Татьяна Витько рассказала, что к начинанию удалось привлечь многие семьи, в которых люди искренне удивлялись, каким кладезем информации о своих предках они могут являться! По ее убеждению, каждый такой альбом, в который входят фото, вырезки из газет, наградные свидетельства, а также детские поделки – посылки на фронт, рождает пространство живой памяти. Татьяна Витько считает, что дело это достойно того, чтобы на его базе организовывать конференции и слеты для педагогов двух стран, которые активно участвуют в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Правнуки Победы о войне
Есть также военно-исторические проекты Русской Православной Церкви, которые успешно реализуются и в России, и в Белоруссии. Один из наиболее ярких – интерактивные уроки в школах «Правнуки Победы о войне». Об этом начинании рассказал его инициатор и координатор иеромонах Трифон (Умалатов).
Прологом стал детский конкурс «Великая Победа», проходящий в рамках Международных Рождественских чтений по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – именно его материалы подвигли команду педагогов и священнослужителей двух стран создавать уроки-интерактивы об истории Великой Отечественной войны.

«Фишка» такого урока в том, что его ведут сами ученики. Причем акцент делается на том, чтобы темы каждого занятия касались событий войны, которые происходили на территории и России, и Белоруссии: освобождение Минска – битва за Москву, героическая оборона Брестской крепости – стойкость жителей блокадного Ленинграда и т.д.
Логичным продолжением проекта стало посещение ребятами исторических музеев, включая места исторической памяти о войне. Отец Трифон привел слова одного из школьников после посещения Брестской крепости, который признался: «Когда я думаю, какие испытания пережили те, кто защищал крепость, у меня происходит взрыв мозга».
«Я специально не стал изменять фразу. Чтобы возобновить течение реки, надо взорвать лед. И здесь что-то похожее происходит. Не через ум, а через сердце, которое, оживляясь памятью и сопереживанием, «взрывает» мозг новыми смыслами, обогащая его новыми ценностями», – отметил отец Трифон.
«Я выжила, я помню, я живу»
А есть начинания, о которых участники форума слушали, не сдерживая слезы. Одно из них представила студентка третьего курса филиала Российского государственного социального университета в Минске Варвара Шалимо – речь идёт о проекте «Свидетели войны», в рамках которого студенты проводили интервью с участниками военных событий 1941 – 1945 годов из числа детей и гражданского населения. Кому-то из них на начало проекта было 80, 90, а кому-то и 100 лет… Как призналась Варвара, разговор с этими сильными, не сломленными никакими ужасами стариками обернулся сильным эмоциональным вовлечением в переживания страшной реальности закончившейся 80 лет назад войны – это голод, фашистская оккупация, потеря самых близких.

Но более всего во время интервью, как призналась студентка, поражала сила духа, которую нельзя было не заметить в интервьюируемых детях Великой Отечественной войны. Варвара Шалимо привела словесные портреты личностей, с которыми довелось общаться:
Федор Дрозд – прошел концлагерь «Дахау», сохранил фанерный чемодан из лагеря как символ победы жизни над смертью;
Евалина Копчук – рождена в землянке, ребенком прошла через немецкий плен и концлагерь «Бухенвальд». Она говорила: «Я готова голодать, лишь бы не было войны»;
Наталья Пашкевич – прошла ребенком плен, голод, говорила: «Я выжила, я помню, я живу».
«Мы делились нашими интервью в телеграм-каналах, и они собирали очень большое количество откликов, – сообщила Варвара. – Если бы мы почтили память каждого погибшего в Великой Отечественной войне, нам бы пришлось молчать 38 лет. Сегодня они нам передают эстафету памяти и ответственности. Наш проект показал: память живет, пока есть кому слушать и кому рассказывать».
«Мемополе» для ветеранов
А идея проекта школьной учительницы истории Натальи Ходаковой и ее сына-восьмиклассника Святослава из Несвижского района Минской области родилась во время сноса старого школьного здания: когда разбирали вещи «на выброс», они наткнулись на увесистые красивые альбомы памяти о ветеранах, об истории Великой Отечественной войны, о боевом пути тех, кто ушел на войну с Несвижчины.

«Они лежали, фактически никому не нужные. И когда стали смотреть эти альбомы, мы как будто сами проходили дорогами войны», – поделилась своими впечатлениями Наталья.
А Святослав, чтобы привлечь одноклассников к делу сохранения памяти о ветеранах, предложил создать познавательную игру по типу развивающих игр из серии «Мемополия». Ее участникам надо находить парные карточки, на одной стороне которых – фото конкретного ветерана, на другой – история его военного пути. Кто больше парных карточек откроет, тот и побеждает. «С этой игрой мы прошли от первого до одиннадцатого класса – было интересно всем без исключения!», – рассказала мама Наталья, добавив, что надеется на масштабирование проекта на другие районы не только Белоруссии, но и России.

«МультиКола» освежает
Отдельно стоит сказать о вызвавшем очень позитивный отклик на форуме опыте, который «приехал» в Минск из русской Арктики. А именно из города Кола Мурманской области, где на православном приходе организовали собственную студию по производству мультфильмов!
Как рассказала вдохновитель этого начинания, председатель местной общественной организации развития семейных ценностей и поддержки семей Кольского района «Благо» Яна Петрова, фильмы снимаются на православные сюжеты – это и жития святых в формате «для детей», и простые сюжеты о нравственном выборе и духовных ориентирах в жизни современного человека.

Производство одного мультика занимает несколько месяцев. Но признание этих творений на уровне местных властей уже произошло: фильмы показывают на больших экранах во время городских праздников, демонстрируют в школах, во время просветительских и официальных культурных программ. Естественно, все показы происходят на некоммерческой основе, а необходимое финансирование проекта обеспечивается за счет грантов, первый из которых был выделен программой «Православная инициатива».
Интересная деталь: свою студию кольчане назвали «МультиКола». Мечта её создателей, поделилась Яна Петрова – чтобы «нажать на кнопку на пульте, и на экране появлялась больше не Кока-, а Мульти-Кола».
Стоит добавить, что проект уже получил развитие: на приходе начали производство документальных фильмов, посвященных мурманским священникам, пострадавшим в годы гонений.
Петр ПАВЛОВ


