Как найти деньги

перейти на главный сайт

Главная - Все материалы - Союз «алгебры» и гармонии: как соединить математический расчет и человечность в оценке грантовых проектов

Союз «алгебры» и гармонии: как соединить математический расчет и человечность в оценке грантовых проектов

В 2025 году исполняется двадцать лет с начала работы в России программы «Православная инициатива» – уникальной площадки по поддержке и запуску проектов, каждый из которых создается на идее, имеющей в основе православные ценности и нацеленной на то, чтобы о них узнавали не только прихожане храмов, но и люди вне церковной ограды. О том, как воплощение в жизнь духовно-ориентированного проекта может на долгие годы изменить атмосферу жизни в отдельно взятом районе, а также о том, как программе удается с успехом сочетать, на первый взгляд, противоречащие подходы при экспертизе заявок, рассказал член Единого экспертного совета «Православной инициативы», депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Артем Кавинов.

Как у Ветлуги появился свой «Голос»

Артем Александрович, как формировалось Ваше отношение к «Православной инициативе»?

– Для меня всё это особая личная история. Так сложилось, что в «Православной инициативе» я прошел путь от заявителя проекта до участника больших экспертных и координационных советов программы. На старте её стояли мои земляки-нижегородцы, близкие по духу. Наш пульс бился в унисон. И мне как человеку воцерковленному была близка простая, без излишних премудростей духовная философия, которая замечательно раскрывалась в подходах «Православной инициативы». В них вся начинка не надуманная, инициативы идут, как говорят, «от земли», людьми востребованы, и ими же в итоге реализуются, пройдя путь от идеи до конкретных решений.

Моё участие в программе начиналось в 2013 году с истории небольшого сельского прихода, в котором придумали и при моем непосредственном участии «продвинули» два совершенно простых проекта. Позднее, как ни странно, они смогли поменять всю атмосферу жизни сразу в нескольких районах Нижегородской области.

Расскажите, что это были за проекты.

– Моя жизнь тесно связана с «тайгой-таёжной» – это Варнавинский район на севере Нижегородской области, что на границе с Костромой. Ветлужские дали. С этими местами тесно переплетена жизнь первого преподобного Нижегородской земли – святого Варнавы Ветлужского, который жил и подвизался в начале XV века. Именно знакомство с его житием и открыло для меня православную историю всего нашего края. Сначала узнал, что район назван в честь святого Варнавы, а на известном для местных жителей месте – Красной горе, стояла его келья. Преподобный жил и служил сначала в Великом Устюге, а потеряв свою семью после одного из вражеских набегов, ушел странствовать, превратившись в ветлужского апостола. Поселился на реке Ветлуга, где в молитвенном уединении прожил почти тридцать лет, оставшись светильником веры для нас и сейчас, спустя шесть веков. Невероятным было почитание батюшки Варнавы всё это время. В обретённом житии святого, в воспоминаниях и легендах, в трудах Мельникова-Печерского, Пришвина, Рубцова, современных писателей, краеведов и ученых исследователей есть множество подтверждений этому. Даже лихолетье первой половины прошлого века, разрушение всех храмов, связанных с его именем, «стирание» акафиста, служб, жития не смогло убить о нем память народную.

В размышлениях об этом и родилась идея, которую мы с командой соратников, близких людей, прихожан Варнавинского храма и решили реализовать в 2013 году – так появился фестиваль доброй семейной песни «Голос Ветлуги».

Как создавался этот фестиваль?

– На Красной горе есть поражающее своей красотой «лобное» место – туда привезли и поставили сцену, причем так, что её «задником» стал пейзаж с уходящей вдаль рекой Ветлугой… Вид, который вызывает потрясающие эмоции, впечатление безграничья… Вначале на фестиваль приехало порядка трехсот участников, все они исполняли душевные семейные песни. Причем они могли выступать не только в фольклорном стиле, но и в других жанрах – главное, чтобы тематика песен была единой. А ключевая задача, стоявшая тогда перед нами, заключалась в том, чтобы не повторять другие подобные фестивали, которых на Нижегородской земле было и есть достаточно. И каждый из них уникален. Вот тогда мы и решили, что исполнителями на нашем фестивале станут прежде всего семьи священнослужителей, а их уже будут дополнять собой профессиональные или любительские народные коллективы. В итоге получился проект, который полностью выбивался из шаблонов того, что было до этого на нашем «фестивальном» поле. Новая сцена, новые подходы к отбору исполнителей, новые лица, включая, к слову, ведущих (одним из них на первых порах выступал сам Артём Кавинов – прим. ред.), что особенно было важно в «деревенских» реалиях, где концертные программы могли быть разными, а ведущие годами оставались те же. Таким образом, предложив современное и нестандартное оформление, креативный подход и суперзвук, мы в то же время не уклонились от традиционной, вневременной и вечно актуальной тематики, связанной с Православием.

А как появился аудиоспектакль «Варнавина пустынь»?

– Он стал достойным аккордом фестиваля. Сам я немного пишу стихи в деревенской манере, если можно так сказать. И как-то появилась мысль записать на студии песни в исполнении простых людей – детей с родителями, бабушек и дедушек, сельских батюшек. Причем это касалось как песен традиционных для нашего русского Севера, так и известных, популярных композиций. Нашим партнером в этом проекте стал Нижегородский губернский оркестр – один из лучших духовых оркестров в России, который был участником культурной программы XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, с успехом выступал на международных фестивалях не только в России, но и в Белоруссии, Тунисе, Италии, Венгрии, Польше, Франции, Германии, Испании, Гонконге… В студию, где записывается оркестр, мы привозили деревенских бабушек, некоторым из которых уже было за восемьдесят, и записывали в их исполнении разные, очень душевные песни. Все композиции были связаны одним сюжетом, одной историей, которая создавалась при помощи моих стихов и размышлений о судьбе русской глубинки.

В итоге вышел диск, который для многих стал знаковым событием. После записи те же бабушки не могли сдержать слёз. Это были слёзы не грусти, а глубокого осознания своих корней и радости. Слова «Жизнь прошла не зря!» звучали как благословение, как итог целой эпохи, прожитой в трудах и с любовью. Каждая их история – это нить, вплетенная в ДНК нашей страны, русского культурного года. А молодые ребята и священники, которые для проекта записывали некоторые песни целыми семьями, стали участниками большой итоговой концертной программы на профессиональной сцене. Признаюсь, очень приятно, что до сих пор, спустя более десяти лет, люди иногда подходят, благодарят, говорят, что постоянно переслушивают этот диск. То есть проект на самом деле «зашёл» в народ – у нас получилась по-настоящему добрая, хорошая история.

Новый-старый крестный ход

Этот проект оказал влияние на то, чтобы духовная жизнь на севере Нижегородской области поменялась?

– Безусловно! И это, пожалуй, самое главное. Появилось новое, более широкое по своей «географии» сообщество людей, которым близки православные ценности – их число, которое ограничивалось до этого, по сути, рамками прихода, выросло многократно. И одним из важнейших итогов фестиваля можно считать как раз возрождение ежегодного Ветлужского крестного хода, который длится около трех дней и приурочен ко дню памяти святого Варнавы Ветлужского, отмечаемому 24 июня. Перед его началом маршрут следования облетел на вертолете архимандрит Нектарий, чтобы с высот птичьего полёта чудотворной Оранской иконой Божией Матери из одноименного монастыря благословить на многие лета предстоящий паломникам путь. И это не случайно! В начале прошлого века именно наместник Оранского монастыря возглавлял торжества перенесения святых мощей преподобного Варнавы из обрушавшегося Никольского храма в Троицкий собор на Красной горе.

Если честно, именно это событие подвигло меня и нашу семью на то, чтобы изучить историю разрушенного храма в родном селе Лапшанга – именно там святой Варнава Ветлужский, по преданию, встречался с другими святыми подвижниками – преподобными Макарием Желтоводским и Тихоном Лухским. Всё это легло в основу проекта по восстановлению лапшангского храмового комплекса, Никольская церковь которого известна с 1610 года. А вообще в нашем селе было пять храмов! И Господь устроил так, что после почти десяти лет подготовки и прочих испытаний в 2022 году началось активное строительство храма, а уже в 2024 году он был освящен. Сегодня этот комплекс является действующим, там идут службы, а главный храм освящен во имя трех единомышленников, святых представителей «золотого века» северного православия – Варнавы Ветлужского, Макария Желтоводского и Унженского, Тихона Лухского. Сегодня мы можем с большой долей вероятности предположить, что все трое, живя в одно время, были между собой знакомы и несли, совершая апостольское служение на ветлужской земле, один крест.

Отмечу, что после этого богоугодного дела храмостроение в нашем районе получило продолжение. Спустя некоторое время по архивным чертежам, эскизам и фото был заново построен большой Никольский храм на Красной горе. В свое время именно он являлся исторической доминантой Варнавинского района и именно в нем под спудом долгое время находилась древняя и главная святыня – мощи святого Варнавы Ветлужского, которые в начале ХХ века во время антицерковных репрессий бесследно пропали и сокрыты до сего дня. Приведу лишь один факт, который свидетельствует о силе почитания святого Варнавы в народе: сама рака, где пребывали мощи святого, считалась в царской России третьей по объему пожертвований на ее украшение и убранство.

Возрожденный Никольский храм освятили в 2025 году, когда мы отмечали 580-летие со дня преставления святого Варнавы. К слову, в этом же году после некоторого перерыва стал вновь проводиться фестиваль «Голос Ветлуги», что тоже, считаю, очень символично – вероятно, произошло это по благословению наших ветлужских святых. Отмечу и тот факт, что фестивальный проект продолжает свое развитие в том числе благодаря тому, что в свое время он получил поддержку именно «Православной инициативы».

Право на второй шанс

На вашем фестивале появились новые номинации, связанные, с тематикой специальной военной операции и исполнением патриотических песен. Знаем, что Вы лично ездили в воссоединенные регионы, в зону боевых действий и даже выполняли там определенные гуманитарные задачи. Можете об этом рассказать поподробнее?

– Действительно, мы выезжали в зону специальной военной операции с различными миссиями, в том числе вместе со священнослужителями. Сам я провел на исторических территориях порядка четырех месяцев. Задачи были разные, включая православное направление. Во взаимодействии с Управлением делами Московской Патриархии посещали православные приходы. В основном трудились в Луганской Народной Республике: выясняли, какая ситуация на том или ином приходе, чем можно оперативно помочь, какая «гуманитарка» нужна. Были в каком-то смысле «скорой гуманитарной помощью» в «красной зоне». Слава Богу, со всеми задачами, которые тогда стояли перед нами, справились. Вглядываясь в глаза наших бойцов, часто вспоминал свою срочную службу: спецназ ВДВП Северный Кавказ. Думаю, это придавало силы.

Там, в Луганской народной Республике, мы познакомились (а с кем-то стали хорошими друзьями) со многими отважными и мужественными священниками и их соработниками. Стальные «батьки́». Интересно, что по итогам одной из таких поездок мы провели в округе первый мастер-класс по плетению маскировочных сетей на церковных приходах для всего севера. А организовал это обучение для всей нашей Городецко-Ветлужской епархии как раз молодой священник с Луганщины, переехавший к нам. Кстати, считаю незазорным порадоваться и тому, что Луганская Народная Республика стала первой узнавшей о нашем грантовом фонде и программе «Православная инициатива». Это было в начале лета 2022 года. Тогда мы Евгенией Жуковской – коллегой по фонду «Соработничество» – рассказывали сотрудникам социального блока республиканского правительства о том, что такое вообще грантовая история и что точно она не пройдёт мимо них, а потому надо погружаться в программу. И чем раньше, тем лучше. Сначала, как водится, к этим словам возникало некоторое недоверие, но потом всё, что называется, закрутилось. И сегодня представители воссоединенных территорий – одни из самых активных участников многочисленных грантовых программ, действующих в России.

Как, на Ваш взгляд, менялась «Православная инициатива» за последние десять лет?

– Однозначно стало больше проектов, расширился охват территорий, откуда поступают интересные заявки. Значит, и эффект от деятельности программы стал более сильным и эффективным. На мой взгляд, «Православная инициатива» с каждым годом «взрослеет и становится мудрее». Это касается и тематики, и новых направлений, и самого процесса экспертизы, и оценки проектов. Могу сказать, что за несколько лет работы в программе в качестве эксперта научился видеть, где заявители идут, что называется, «по накатанной», а где команда, представляющая проект, настроена очень бережно и не шаблонно к самой философии задуманных начинаний. И это в хорошем смысле «подкупает».

А какие особенности в работе программы лично Вы могли бы выделить?

– Это, пожалуй, касается трех вещей. Во-первых, экспертиза в программе выстроена настолько аккуратно и системно, что оценка заявки не зависит от тех или иных симпатий тех или иных экспертов. Кому-то больше нравится культура или музыка, кому-то исторические исследования, кому-то волонтерство и так далее – подобного рода предпочтения никак не влияют на объективность итоговой оценки. Так выстроена экспертная шкала, она фактически не допускает предвзятости или кумовства. Мне представляется это крайне важным достижением «Православной инициативы».

Во-вторых, любая заявка имеет шанс на повторное рассмотрение. Это касается случаев, когда у программы остаётся какой-то запас по грантам, и есть заявки, которые хоть не вошли в грантовую поддержку с первого раза, но в них эксперты всё же увидели свою «изюминку». И к ним возвращаются, причём никто не отмахивается, что, мол, решение уже принято и нечего время зря терять. Это, считаю, очень круто – такое внимательное, человеческое отношение, такой гибкий и одновременно ответственный подход. Даже если заявители что-то не «докрутили», возможность сдать экзамен на грант повторно всегда остаётся. Лично я нигде такого заинтересованного подхода к распределению грантовой поддержки не встречал.

И, наконец, в-третьих, это самый широкий спектр действия программы – и по географии, и по направлениям, которые актуализируются каждый год, и по палитре тематик, что касается, прежде всего, высокой востребованности вопросов и идей, которые затрагиваются в заявках. На «Православную инициативу» подается буквально все – от поддержки малых городов или северных регионов страны до идей, связанных с «зеленой» экономикой. И если кто-то в самом начале думал, что «Православная инициатива» – это только про воскресную школу или приходской хор, то сейчас все уже поняли, что это совсем не так.

Если подытожить, то в программе «Православная инициатива» удивительно и очень гармонично сочетаются два качества – математически выверенная универсальность экспертизы и, что называется, человечность при оценке проектов. На мой взгляд, сегодня мало у кого получается с успехом соединять эти вещи в подобных конкурсах: либо сплошная «математика», а искренности нет, либо одни эмоции и не хватает трезвого расчета. Так вот модель экспертизы «Православной инициативы» соединяет два, на первый взгляд, противоречивых подхода. И на практике мы видим, что именно их консолидация дает максимальный эффект – как по качеству заявок, так и по итогам реализации отобранных проектов. А бережное сознание «Православной инициативы» – это её главное достояние.

Беседовал Петр ПАВЛОВ

Публикация издания «Созидатели России»
(приложение к журналу «Юрист предприятия»),
ноябрь 2025 г.

Послесловие к интервью от героя публикации

«Я не сплю, светает

Ветерок слегка яблоками тянет

В избу, из окна…

От тайги и речки, заливных лугов

Долетает сладость предрассветных снов

И с улыбкой детской засыпаю я –

Яблоками пахнет Родина моя».

***

… Бела колоколица

Над Ветлугой клонится,

Куполами древними

В утренний туман.

Голосисто звонница

Над тайгой разносится,

Ей с Угора Красного

Подпевает храм.

Автор – Артем Кавинов

Наверх