Конструктор истории. Что должно быть в статье?

22.05.2020

805675976.jpg

Умение рассказывать истории не только привлечет внимание читателей, вызовет сочувствие к вашему делу или конкретному герою, но и, возможно, поможет обрести единомышленников. Говоря о приемах и секретах сторителлинга, нельзя не остановиться на конкретных кирпичиках, из которых ваша история состоит. Итак, что обязательно должно быть в фичере, из чего он строится?

 

Где искать истории

Как мы помним, в основе любого фичера лежит история. Возникает вопрос: а как эти истории получить? Как собрать те интересные факты, любопытные детали, которые мы включим в начало нашей истории? Если мы пишем про футбольный матч, все драматичные моменты можно увидеть через трансляцию, а потом просто ярко их описать. Но если вы пишете про какого-то человека, то эти интересные истории необходимо вытащить из своего собеседника, и здесь уже включается ваше мастерство как интервьюера.

Довольно часто интервьюеры задают вопросы формально: подготовили заранее список вопросов и идут по нему. Они не реагируют на то, как собеседник отвечает, иногда даже не задают дополнительные вопросы. А ведь истории нужно вытаскивать из людей, нужно просить их: «Расскажите, как это происходило, что вы чувствовали в этот момент? Опишите это событие для меня». И потом эти рассказы о внутренних переживаниях, эти описания из уст непосредственного участника событий вы должны превратить в историю, которая захватит внимание читателей.

И вообще, золотое правило любого интервьюера таково: старайтесь превращать интервью в разговор. Когда журналист приходит к спикеру на интервью, он оказывается в как бы подчиненном состоянии по отношению к герою, но вам нужно разбить эту дистанцию и повернуть ситуацию так, чтобы вы общались на равных. Старайтесь делать беседу непринужденной, чтобы вот эти дежурные обмены «вопрос-ответ» перетекали в более спокойный разговор между двумя равными собеседниками.

67897098-09-09356.jpeg

 

Абзац-тема

Лид, то есть вводная часть, которая призвана зацепить внимание аудитории, подводит нам к абзацу-теме. Абзац-тема – это то же самое, что и начало классической новостной пирамиды, именно здесь нужно объяснить своим читателям, о чем ваша статья, что вы хотите им рассказать, донести.

Если лид может быть достаточно длинным (порой и два, и три абзаца), то абзац-тема должна быть не длиннее одного абзаца, при этом содержать ответы на вопросы: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Почему?».

 

Кубиков недостаточно

Очень важный момент: и лид, и абзац-тема, и основная история должны содержать переходы. Это не кубики, которые достаточно поставить один на другой, и они будут составлять некую единую конструкцию. Нужно плавно перейти от лида к теме-абзацу, а потом от теме-абзаца – к дальнейшему повествованию. Это помогает склеивать идеи и факты и обеспечивает плавное развитие сюжета.

Самой простой способ сделать переходы – выстроить все события в хронологическом порядке. Также можно использовать повторяющиеся слова или фразы в двух следующих друг за другом абзацах. Еще один способ – параллелизм, когда вы каждый абзац или каждую часть своей истории начинаете с одной и той же фразы. Например, с фразы «Они говорили нам об этом», «Они говорили нам о том»)

Все части истории должны соответствовать друг другу и основной теме. Если вы в середине статьи поняли, что история о другом, или, например, увидели в повествовании некие внутренние противоречия, если в процессе работы над фичером у вас что-то логически не складывается, значит, вам нужно либо переписывать начало своей истории, либо переформулировать тему так, чтобы она работала на общее дело.

Выбирая те фрагменты истории, которые хотите дополнительно раскрыть, всегда задавайте себе вопрос: «А что еще будет интересно узнать читателю?» Если чувствуете, что какая-то деталь неинтересна (она не влияет ни атмосферу, ни на потенциальный интерес к теме), смело выбрасывайте ее: люди торопятся, и у них нет времени читать длинные и неинтересные материалы.

65786457777768.png

 

О фактах и цитатах

От своих источников – людей, у которых вы берете информацию о герое или о событии – вы получаете два типа контента:

  1. Факты – непосредственное описание произошедших событий или каких-то явлений

  2. Цитаты.

Сначала нужно давать факт, а потом уже цитату, которая этот факт подтверждает. Не надо факты преподносить как цитаты.

 

Нелишние мелочи

Можно сократить повествование, вырезав все вводные конструкции, все междометия, слова-паразиты и 90 процентов того, что сказал источник, просто перечислить в косвенной речи. Но какие-то интересные моменты, где ваш собеседник использовал метафору или употребил какое-то необычное слово, лучше давать цитатами – они лучше раскроют вашего собеседника и позволят протолкнуть историю чуть-чуть вперед, сработают на развитие сюжета.

Чтобы читатель стал частью вашей истории, попробуйте задействовать все его чувства. Пишите о том, что слышал ваш герой, какой был запах, что он чувствовал, какой на вкус была еда, если об этом зайдет речь в истории.

8746825678.jpg

 

Как закончить фичер

История не должна обрываться. Сейчас ради экономии места так порой делают: читаешь статью, и вдруг она обрывается без какой-либо финальной точки. Это неправильно.

Заканчивать историю можно с помощью какой-то мощной цитаты, которая работает на всю тему и (возможно) отвечает на вопрос, который вы задали в теме абзаца.

Другой вариант – вы можете завершить историю, которую начали рассказывать в лиде.

И, в конце концов, вы можете закольцевать сюжет: начать с некой истории, а потом вернуться в ту же точку, но уже в другое время, и рассказать, как события развиваются сейчас.

В основе публикации –
лекция Всеволода ПУЛИ,
главного редактора издания Russia Beyond,
старшего преподавателя факультета журналистики МГУ,
в рамках организованной при поддержке Фонда президентских грантов
Медиашколы НКО

Записала Екатерина ПРИДВОРОВА


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.