Лиды. С чего начинать историю

19.05.2020

88745653567-0.jpg

Говоря об искусстве сторителлинга, нельзя проигнорировать то, что что для многих авторов становится камнем преткновения еще на начальных этапах написания статьи-фичера. Вроде, есть подходящий герой, собран материал, определен план текста, и тут вы застопорились, не зная, как начать повествование, чтоб читатель не захотел с первого же абзаца отвлечься на что-то еще. Итак, поговорим о лиде, то есть вводной части, которая призвана зацепить внимание аудитории.

 

Закидываем крючок

Как начать наше повествование? Чтобы захватить внимание современного читателя, который все время отвлекается, нужно сразу начать с истории. Не нужно начинать с каких-то фактов, с общей темы фичера. Расскажите микроанекдот, расскажите микроисторию, в которой имеется развитие событий. И не нужно использовать так называемые продающие слова типа «интересный», «захватывающий», «популярный» – читатель сам должен определить, было ли ему это интересно, захватывающе или популярно. Дайте читателю картину событий.

Например, можно начать рассказ о том, как изменилась игра сборной России на чемпионате мира по футболу, словами о том, что «финал игры получился захватывающим», так как команды уже в добавленное время обменялись голами, а исход матча решался во время пенальти. Этот вариант не очень удачный: использованы достаточно общие фразы, и перед глазами не возникает картинки. Больше похоже на начало обычной новости.

Совсем иной подход можно увидеть в альтернативном варианте лида:

«Мы пропускаем очень неприятный гол уже в добавленное время. И казалось бы, вот он, конец. Лицо Черчесова блестит от пота. Это то самое время, когда футболисты российской сборной обычно опускают руки и начинают напоминать человекоподобных роботов. И вдруг наш бразильский легионер Марио Фернандес переигрывает двух защитников в штрафной противника и буквально втаскивает мяч в ворота».

Описано то же самое событие, но при этом в лиде используются литературные примы. Например, читая, что «лицо Черчесова блестит от пота», мы практически видим, как оно блестит. Когда у вас такое динамичное повествование, не нужно дополнительно писать о том, что концовка матча получилась захватывающая – читатель и сам видит, что это было интересно. Такая небольшая зарисовка вводит его в историю и приводит к абзацу-теме.

Итак, в начале текста вы не заявляете тему: вы просто рассказываете какую-то историю, которая должна привлечь аудиторию, зацепить ее внимание.

 

Виды лидов

Можно использовать разные варианты лидов. Это может быть история-анекдот, подходящая к теме фичера. Это может быть лид описательный, когда вы описываете не событие, а то, как выглядит персонаж или место, в котором будут происходить события (т.е. мизансцена).

А еще можно попробовать лид-нарратив, когда вы описываете не героя, не происходящее событие, а события вокруг героя, которые подводят вас к теме. Например, некоторое время назад довелось читать материал, где автор ехал с героем в автомобиле, и герой постоянно ругался, сигналил, подрезал – вообще складывалось впечатление, что он не очень приятный человек. А потом оказалось, что он содержит питомник для бездомных животных. И тут работает контраст: ты читаешь эти события, думаешь: «Фу, какой неприятный тип», а потом он подъезжает к воротам своего питомника, и его радостно встречают животные, которые там обитают.

Еще один вариант – лид от первого лица. Он используется, когда опыт или переживания автора важны для раскрытия темы. Такое бывает очень редко, но иногда это может стать сильным ходом, вводящим читателей в вашу историю.

Кроме того, в лиде можно использовать прямое обращение к читателям. Этот вариант уместно использовать, когда вы очень хорошо понимаете свою аудиторию и точно знаете, кто будет читать вашу историю. Тогда можно общаться напрямую: «А помните…». Но если вы неправильно понимаете свою аудиторию, получится неловко.

 

Каких лидов нужно избегать?

Избегайте лидов-цитат. Цитаты подтверждают факты, а факты вы пока не изложили. К тому же цитаты должны толкать ваше повествование вперед, должны раскрывать человека, который эти цитаты произносит. Лучше вставить их в саму историю, а не в лид.

Не слишком удачными будут и лиды-вопросы: вы спрашиваете, но людям-то нужны ответы, вопросов у них в голове еще нет. Поэтому этот тип лида тоже не подходит для фичера.


В основе публикации –
лекция Всеволода ПУЛИ,
главного редактора издания Russia Beyond,
старшего преподавателя факультета журналистики МГУ,
в рамках организованной при поддержке Фонда президентских грантов
Медиашколы НКО

Записала Екатерина ПРИДВОРОВА


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.