«Пирамиды» и «песочные часы». Как строится статья

15.05.2020

78987874667423.jpg

Чем «пирамида» новостного сообщения отличается от «песочных часов» журнальной статьи или, иначе говоря, фичера – наиболее удобного текстового формата для создания интересных историй о героях? Какими бывают фичеры, и какие этапы их создания нельзя пропустить? Об этом пойдет речь в сегодняшней публикации из начатой порталом «Приходы» серии материалов о сторителлинге, столь важном умении для всех НКО, которые стремятся познакомить со своей деятельностью как можно более широкую аудиторию и заинтересовать своим делом новых людей.

 

Виды фичеров

  • Профиль героя – рассказ про одного человека

  • Нарратив – повествование о хронологии событий, этакий мини-рассказ

  • Интервью

  • Эссе

  • Инструкции.


Как правильно выстроить текст фичера

При написании новостей (к примеру, новостных сообщений о вашем проекте), используется концепция перевернутой новостной пирамиды. Выглядит она так:

  • сначала мы должны рассказать читателям все самое важное, что известно по теме, ответив на вопросы «Что произошло?» «Кто участвовал?» «Где произошло и когда?» «Почему это случилось?»

  • дальше мы должны описать это событие чуть подробнее,

  • и в конце можно поместить все необязательные детали.

6786258.png

Эта структура была придумана для того, чтобы сэкономить время читателя: если человек торопится, ему достаточно будет прочитать заголовок и первый абзац, чтобы быть в курсе.

Фичер (как и любые другие большие статьи) строится на принципиально других канонах. Это не перевернутая пирамида, а так называемые «песочные часы». В них верхний треугольник – это лид, то есть вводная часть текста, которая должна зацепить внимание аудитории. После лида следует короткий абзац, в котором вы заявляете главную тему статьи, далее идет основное повествование, которое перетекает в заключение.

Если задуматься, песочные часы – это отличная метафора для таких больших материалов: песок из них не вытекает. Все ваше повествование, каждая деталь, каждая сцена, которую вы описываете, должна работать на тему вашего фичера. Не должно быть каких-то ненужных деталей, шагов в сторону, лирических отступлений.

 

Этапы создания фичера

1.      Идея. Придумайте, о чем будет ваш материал.

2.      Сбор информации. Ответьте себе на вопросы: «Что я хочу, чтобы читатель узнал? Кто мне об этом расскажет?» Определитесь с источниками информации: это могут быть конкретные люди, сайты, или, например, результаты социальных опросов, данные статистики.

3.      Структурирование. Каким образом выстроить историю, дабы читатели были увлечены и захвачены ею? Нужно так расположить известную вам информацию, чтоб внимание читателя ехало по ней, как по скоростному шоссе, не сворачивало в сторону, чтоб человеку хотелось добраться до конца, а не уйти с середины (закрыть вкладку со статьей, например)

4.      Собственно написание статьи.

Тема вашего материала должна быть как можно более конкретной. Можно сказать, что идея, которая пришла к вам в голову – это город. А тема – это улица в этом городе. Идеи могут быть сколь угодно широкими, но тема, на которую вы пишете фичер, должна быть все-таки конкретной. Это должен быть угол зрения на какую-то конкретную вещь или на какого-то конкретного персонажа.

В основе публикации –
лекция Всеволода ПУЛИ,
главного редактора издания Russia Beyond,
старшего преподавателя факультета журналистики МГУ,
в рамках организованной при поддержке Фонда президентских грантов
Медиашколы НКО

Записала Екатерина ПРИДВОРОВА


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.