При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Итоги опроса: Миряне о священниках и их профессиях

13.09.2017

324325.jpg

В первом полугодии нынешнего года в публичной среде разгорелась нешуточная дискуссия о том, может ли священник работать вне Церкви, и какие профессии сопоставимы со священнослужением. Документ, подготовленный в недрах Межсоборного Присутствия, вызвал массу комментариев. Кто только не принял участие в обсуждении! Публичные отзывы решили оставить даже иерархи. На закате словесных баталий портал «Приходы» при содействии социологической службы «Среда» провел небольшой интернет-опрос. Результаты не сказать, чтобы удивили. Но поделиться ими все же интересно.

 

Итак, за полтора месяца ответы оставлены 621 пользователем. Цифры говорят о том, что в интернет-опросе охотнее принимают участие городские жители. Так, из респондентов 43,5% живут в мегаполисах, 18,8% – в областных центрах, 28,3% – в городах. Из этих данных можно сделать вывод о вовлеченности людей в общецерковные дискуссии: горожане активнее, они считают важным оставить свой голос и не готовы инертно воспринимать темы, касающиеся их религиозных предпочтений. Типичный респондент – это гражданин России (90,2%) либо других стран СНГ (8,1%); из Европы оставили свой голос 1,4%. Иных респондентов настолько мало, что их можно отнести к погрешности.

Первый блок вопросов был посвящен уровню образования, необходимого для священника. 57,5% респондентов считают, что диплома об окончании только духовного учебного заведения современному пастырю не достаточно. Причем 37,4% говорят о том, что желательно дополнительно иметь светскую специализацию, а 12,6% допускают, что таковой у него может и не быть. Против совмещения светского и духовного образования выступают 30%.

Рис.1.png 

Когда речь идет о выборе наиболее полезной для священника сферы научных интересов, то почти 47% опрошенных убеждены, что это должны быть гуманитарные науки. А 30% и вовсе считают, что пастырство – призвание высокоэрудированных людей. И лишь почти 18% прихожан полагают, что наука и служение не совместимы, «главное, чтобы благочестиво совершались богослужения». За техническое образование выступили 4,3%.

Рис.2.png

И вот здесь, пожалуй, нужно раскрыть важную черту портрета респондента «Приходского» опроса. В нем приняли участие 55,7% женщин и 44,3% – мужчин. Больше половины респондентов имеют высшее образование (50,7%, а 8,2% – с учёной степенью), причем 32% – от 41 до 50 лет, около 26% – от 31 до 40 лет, 20,3% – от 51 до 60 лет, 9,5% – от 61 до 70 лет, 5,3% – от 18 до 25 лет, 5,6% – от 26 до 30 лет, 1,3% – старше 70 лет. Получается, что считают для себя возможным рассуждать о священнослужении преимущественно женщины среднего возраста как минимум с высшим образованием, проживающие в городах. Интересно, что 62,3% респондентов часто общаются со священником, 8,2% делают это по большим праздникам, 10,5% ходят в храм, но со священником не общаются, 6,1% хоть редко и бывают в храме, но всегда стараются попасть на исповедь или побеседовать со священником. Посвящены в сан пресвитера 9,5% опрошенных.

Рис.3.png

80,5% заявили о недопустимости совмещения священнослужения с актёрством, причем 27,7%  категорически отрицательно относятся к таковым ситуациям. Не выступают против подобной практики 19,5%. Симпатизируют священникам на сцене 36,4% опрошенных, а 63,6% все же не поддерживают исполнительскую деятельность пастырей.

Рис.4.png

Рис.5.png

Допускают возможность совмещения священнослужения с профессией учителя 90,6%, из них 65,2% – без каких-либо оговорок. А вот выход на светскую работу параллельно с пастырством однозначно готовы одобрить не все. Так, 42,7% считают, что это «даст возможность священнику лучше узнать общество и паству», 11,3% убеждены, что подобный опыт «поможет священнику избежать "выгорания"». Остальные 46% полагают: это отвлечет священника от служения Богу (около 22%), приведет к выхолащиванию священнослужения (7,2%), и вообще «невозможно служить Богу и маммоне» (около 17%).

Рис.6.png

рис.7.png

Проведенный опрос в очередной раз обнажает каноническую безграмотность среди православных. А поскольку портал «Приходы» позиционирует себя как сайт для людей воцерковленных, то можно сказать, что незнание канонического права распространено, пусть и не тотально, но среди существенной части активных прихожан. На это указывают ответы на вопросы вроде: «Каноны запрещают совмещать священнослужение с врачебной практикой». 31,6% никогда не слышал об этом, а 6,1% говорят, что «каноны – дело прошлого». Кроме того, интересен факт перекладывания ответственности за судьбу врача-священника на архиерея: 55,1% считают, что, несмотря на каноны, «архиерей может благословить священнику продолжать врачебную практику». И здесь возникает ещё одна коллизия. В интернете, особенно в социальных сетях, можно встретить достаточное количество критики архипастырей, их методов «деспотичного управления», «директивного отношения к священнослужителям». Однако когда нужно получить то или иное разрешение, противоречащее церковным законам, архиерейское благословение приходится как нельзя кстати. По такой логике выходит, что когда нам выгодно,  архиерей пусть будет царем и богом, а когда нет, он варвар и узурпатор.

рис.8.png

Когда критиковался проект документа о профессиях, большинство участников дискуссии не рассматривали пример святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) как исключение из правил. Мы попросили назвать другой пример священника-врача (не преподобного, не мученика, не бессребреника – другими словами, не мирянина, а человека, облеченного священным саном). Ответы довольно интересны, поэтому процитируем их полностью в конце данной статьи. Орфография и пунктуация респондентов, пожелавших оставить свои ответы, сохранена¹.

За ХХ век профессия врача перестала быть исключительной, какой она все же была во времена святителя Луки и тем более в века более ранние. Сегодня действует множество медицинских учебных заведений, из которых ежегодно выпускаются десятки тысяч новых специалистов-медиков. А, значит, и разрыв между врачебной практикой и священнослужением заметно сокращается. Стоит ли все-таки исключительными примерами увязывать эти два пути служения?

Рис.9.png

В завершающем блоке были вопросы о финансовой стороне пастырского служения. Оно и логично, ведь сама проблема совмещения светских профессий со священством лежит именно в плоскости материального обеспечения своей семьи и, нередко, своего прихода. Итак, почти 43% считают, что если средств, получаемых от священнослужения, на пропитание семьи не хватает, то нужно «найти фриланс по светской специальности» или «устроиться совместителем на светскую работу». Тут происходит пересечение с ответами на вопрос об уровне образования священника. Получается, только духовного образования священнику действительно недостаточно. Хотя, напомним, 43% говорили обратное. Почти 31% уверены, что материальное благосостояние – воля Божия о человеке, 10,1% думают, что в такой ситуации нужно «больше совершать богослужений и треб», а 16,4% надеются на помощь архиерея.

Рис.10.png

Против того, чтобы священник занимался предпринимательством, выступают почти 65,4%. Правда, опрос не предполагал расшифровки значения упомянутого слова. Интересно было бы узнать, сколько из респондентов считают предпринимательством организацию церковной лавки (с иконами, утварью, свечами, маслом для лампад), а сколько под данным словом имели в виду бизнес-предприятия (например, открытие автомобильных салонов, агентств недвижимости, магазинов продуктов или одежды). И если все перечисленное во втором примере ведется приходом, а получаемые средства идут на поддержку и содержание этого прихода, то по-прежнему ли эти респонденты против предпринимательства под сенью храма и по благословению священника и даже священноначалия?

Рис.11.png

Финальным аккордом стали ответы на вопрос о том, кто должен материально обеспечивать священника и его семью. По-прежнему некоторые прихожане считают, что это прерогатива государства (6,3%). И это в условиях, когда Церковь отделена от государства. Почти 12,6% убеждены, что о каждом священнике должна заботиться Патриархия, а почти 23,2%  материальное обеспечение относят к епархии. За самостоятельную ответственность священника о своей семье выступают 11,6% опрошенных. 46,4% убеждены, что материальное обеспечение священнослужителей должны нести приходы.

Рис.12.png

То есть из 62,3% активных прихожан, часто бывающих в храме (= «часто ли вы общаетесь со священником»), три четверти готовы нести ответственность за благосостояние прихода и его клира.

Евгения ЖУКОВСКАЯ

_______________

¹Ответы респондентов на открытый вопрос «Знаете ли вы священнослужителей, прославленных в лике святых, которые продолжали врачебную практику после принятия сана (помимо свт.Луки, архиепископа Крымского)?»

 

Епископ Максим –  Михаил Александрович Жижиленко

Апостол Лука

Косма и Дамиан

да, священник и врач-психиатр

а откуда бы им взяться если им запрещают

Опрос судя по вопросам не изучает мнение а продвигает позицию

Одного примера свт Луки достаточно чтобы опровергнуть правильность канона

Св. Пантелеймон

Есть такие батюшки

Священномученик Серафим (Чичагов)

Да

В здоровом теле - здоровый дух, нельзя лечить дух отдельно от тела!

Св Пантелеимон

Думаю, среди новомучеников были, просто их имена не так известны. А препмуч. Елизавета?

Прп Симеон

Ап. Лука

Преподобномученик Феодор (в миру Олег Богоявленский, 1905–1943).

Святые мученики безсребреники Кир и Иоанн Святой мученик Трифон Святой мученик Иулиан Святой священномученик Мокий Святой мученик Фалалей Эгейский Святитель Лука архиепископ Крымский Святой Сампсон (Странноприимец) Святые мученики, чудотворцы и безсребреники Косма и Дамиан римские Святой мученик Антиох Священномученик Ермолай Великомученик и целитель Пантелеимон Мученики Аникита и Фотий Святой мученик Диомид Святые Косма и Дамиан аравийские Святые мученики Леонтий, Анфим и Евтропий Святые безсребреники Косма и Дамиан асийские Святой мученик Орест

пантелимон

Конечно! Начиная со св. Пантелеймонова !

Иеромонах Берестов

Жижиленко Михаил Александрович

апостол Лука

Да. Серафим Чичагов, например

протоиерей Владимир Новицкий

знаю

Серафим Чичагов

преподобный Агапит

Нпктариф эгиск

евангелист Лука

Апостол Лука

Пантелеимон

прот.Сергий Филимонов

Пантелеймон

Митрополит Антоний Сурожский

апостол Лука

Преподобномученик Феодор (Богоявленский)

Свв. Косма, Дамиан, Пантелеимон и др.

Священномученик Ермолай

Св. Пантелеимон

евангелист Лука, святые Косма и Дамиан, Целитель Пантелеимон,

Св.Агапит Печерский, св.Дамиан

Апостол Лука

не прославленных знаю

Да

Св.Пантелеймон , св.пр.Агапит Печерский врач

Сераим Роуз

мученики, например, отец Максим Жижиленко, отец Николай Муравьев и т.д.

а как же целитель Пантелеймон?

свт.пантелеймон

Ап.Лука

великом Пантелеймон

Пантилемон

Знаю. И не одного.

Св Филарет Дроздов обучался медицине в семинарии и иногда практиковал

не священник, но для меня святой-Евгений Боткин(врач царской семьи).

не помню

не могу вспомнить имя

Психиатрия

знаю

знаю

вот с ходу не вспомню. вроде бы отец Павел Флоренский..

Знаю практикующих священнослужителей.

Преп. Алипий преп. Агапит

Да

апостол Лука

Св. Пантелеимон

Свт.Игнатий Брянчанинов занимался на покое в Бабаевском м-ре гомеопатией, лечил приходивших к нему крестьян, как пишет Соколов, небезуспешно.

да

свт. Пантелеимон, Косьма и Дамиан, Агапит Печерский

Дамаскин

Свщмч. Серафим Чичагов, свщмч. Ермолай, свщмч. Антипа Пергамский…

https://www.google.ru/url?sa=t&source=web&rct=j&url=http://attic.volgmed.ru/publishing/bulletin/s/2006/3/bulletin-2006-3-050.pdf&ved=0ahUKEwirvdGQv5DUAhVHlCwKHRGzBUgQFgh5MBA&usg=AFQjCNGZ-zTV3rmtH5ISsQv7QYSkOnMlqg

встречала - честные люди

Вмч.Пантелеимон

По Союзу выступал. ФиО не помню

знаю

Да

Отец Петр Струве

Отец Максим (Жижиленко)

Отец Максим (Жижиленко)

протоиерей Михаил Павлов Чебоксары

Да

Сщмч Серафим Чичагов

Прп. Симеон, страстотерпец Евгений Боткин

Мое незнание не может служить мнением

Амфилохий Почаевский

евангелист Лука

да

апостол Лука

Вмч. Пантейлеимон и иже с ним...

Пантелиймон

Серафим Саровский

Феодор Гааз

Да

Серафим Чичагов?

Все священники врачи

да

знала: Отец Петр Струве

Косма и Дамиан

святой Серафим (Чичагов)

Несколько батюшек по каналу Союз видел. Практикуют врачебную практику.

Сщмч. Власий, еп. Севастии Армянско; сщмч. Ермолай, учитель вмч. Пантелеимона; сщмч. Серафим (Чичагов).

Пантелеймон

Да, знаю

Апостол Лука

их немало, например, преподобномученик Феодор (Олег Богоявленский)

Апостол Лука

священномученик Серафим Чичагов

Апостол Лука

Нет священников, которые не дают советов по лечению

можно начать с ап. еванг. Луки

Да, пятерых

знаю наркологов, проктологов, гомеопатов

Да, знаю

Пантелеймон

Иоан Кронштадтский

ап. Д

Знаю

Алексий Грачев

иеромонах Иоанн в Абхазии нейрохирург

Не думал об этом

свящ. Павел Флоренский

да

Нарколог, психиатр

Лука

Боткин



Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Возврат к списку